ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Изучение места и роли медиа в общественно-политических процессах становится одной из актуальных задач современных академических исследований. Особую важность приобретает понимание современных особенностей медиакоммуникационного взаимодействия государства с молодежью в рамках цифровой коммуникации. Концептуальное обсуждение процесса медиатизации политики происходит при анализе политики во взаимодействии с информационными и коммуникационными структурами, а также через призму коммуникационных практик государства и общества. В самом общем плане медиатизацию политики можно определить как процесс взаимной интеграции политического пространства и медийной сферы, в результате которого происходит трансформация политического и медиадискурса. Процесс глубокой медиатизации охватил все сферы общества, проникновение медийной логики и постоянно меняющаяся модель медиапотребления требуют новых подходов в установлении и поддержании коммуникационного взаимодействия между государством и обществом. Особенно актуальным это в представляется в рамках взаимодействия власти с такой частью российского общества, как молодежь, которая наиболее восприимчива к новым технологиям и трансформациям медиакоммуникационной сферы. Данное исследование призвано решить две актуальные научные задачи: провести комплексный анализ концепта «медиатизация политики», в том числе рассмотреть основные концептуально-теоретические подходы к данному понятию и выявить и классифицировать основные особенности использования данного понятия в общественно-политических науках; а также оценить функциональные возможности медиатизации политики в качестве стратегического информационного ресурса в рамках работы государства с молодежью и с учетом особенностей новых медийных и информационных технологий и каналов распространения, а также изменения характера медиапотребления молодежи в условиях цифровизации на примере конкретных коммуникационных практик.
The relevance of this project is conditioned by the intensification of the transformation of political and media discourse. The mediatization of public practices and the penetration of the media logic of new digital communication channels into all models of information and communication interaction force the state to seek new approaches in its media communication practices of interaction with the youth. The mediatization of politics has a diverse theoretical and conceptual basis and is considered by researchers both in the form of a unidirectional and bilateral communication between state and society. Foreign media researchers increasingly see the mediatization of politics as a path to open government and democratization of the state, while emphasizing the need to develop civic engagement in the media space. In domestic studies of the mediatization of politics, the conceptual understanding of media only as a mediator within the framework of the state and not the society influence on the political field participants still prevails. Modern Russian youth are becoming more and more interested in participating in political processes. They are particularly interested in the issues of civil society formation, human rights and freedoms, and justice within the context of common European values. The media activity of Russian youth and the development of new forms of media communication practices in political issues have become particularly evident in Russia in recent years, which makes it possible to conclude the growing role of the mediatization of politics in the digital communication strategies of the state and young people in Russia. The significance of the project is based on the fact that media activity of Russian youth in political communications is now becoming a serious tool for drawing attention to urgent social issues, but at the same time requires special attention from the state, because under certain conditions media activity of young people can transform into extreme forms of political communication. Today, there is an intergenerational political conflict and a growing need for political representation among young people because intergenerational conflict exists not only in the fields of technology, sociology and anthropology but also concerning value systems: young people increasingly represent post-material values, including environmental issues, the foundations for building civil society, the elimination of inequality, etc. When the traditional model of political interaction had mainly monological and vertical character, at which, being once elected, representatives of the power communicated with the people in the language of laws, decrees and other political acts going in a direction from top to bottom, modern possibilities of Internet communication transform this model, promoting the development of horizontal interrelations, providing openness and availability of the political information, operative feedback between the power and citizens. Content creation and sharing, involvement in the Internet discourse and interactive discussion of political life issues in social networks and other Internet communication platforms represent new models of media activity in the political sphere. All of this ultimately leads to a deeper mediatization of politics. The process of mediatization changes the space-time limits of communication from "here and now" to "there and now" when indirect communication becomes the basic mode of communication. The deep mediatization of social practices changes all segments of social life on both the micro and macro levels. The mechanisms of media functioning, including the algorithms of social networks, penetrate all social processes. Understanding the features and dynamics of these processes can only be achieved by recognizing mediatization as a new interdisciplinary theoretical paradigm that exists at the intersection of several sciences (sociology, political science, philology, philosophy, etc.). Thus, within the framework of the study of the mediatization of politics in communication strategies of interaction between the state and youth, it is necessary to apply the methodology and conceptual and theoretical foundations of at least two subject areas: political science and philology (journalism). The novelty of the project lies in the comprehensive study of the theoretical foundations and communication practices of the mediatization of politics in the strategy of digital communications of the state and youth in Russia. The project will provide a conceptual and theoretical basis for the essence of the process of the "mediatization" of politics and the author's interpretation of mediatization of politics as a metaprocess and information and communication strategic resource of the state in working with young people. In connection with the changing media consumption of young people and the transformation of their political demands in communication with the authorities, mediatization of politics will be explored through the prism of social media and new information technologies. For the first time, mediatization of politics within the framework of communication strategies for interaction between the state and youth will be analyzed in the light of the bilateral orientation of media communication, where the state and youth act both as subjects and objects of media communication. The value of the project for the scientific community is in the development of a theoretical foundation for the process of the mediatization of politics: in the course of the research, it is planned to form a theoretical and conceptual basis for the process of the mediatization of politics within the framework of interaction between the state and youth in modern Russia. Materials and results of the research could be used for further study of the process of the mediatization of politics, political media communication, the role of the media in politics, the features of social media in political communication. The findings of the study may serve as a theoretical background for practical recommendations aimed at the development of information and communication strategy of interaction between the state and youth, as well as may be useful in the work of public authorities, whose tasks include working with young people.
- глубокий анализ и теоретическое осмысление основных понятий, закономерностей, факторов и особенностей процесса медиатизации политики, обоснование тезиса о взаимопроникновении двух пространств – медийного и политического, выявление и изучение основных подходов к осмыслению данного процесса: коммуникативный, критический, информационный, технологичекий, знаково-символический, др.; изучение имеющихся теоретических концепций понимания медиатизации политики и их комплексная классификация; обоснование роли социальных сетей и новых меди в качестве информационно-стратегических ресурсов медиатизации политики; - исследование медиакоммуникационных практик взаимодействия государства и молодежи на примере ряда общественно-резонансных событий в политической сфере за 2019-2020 гг. с опорой на открытые источники информации, а также с помощью базы данных «Медиалогия», результаты которого помогут проанализировать и классифицировать основные пункты рассогласованности двух стратегий медиакоммуникационного поведения (государства и молодежи) по технологическим и информационным параметрам; - разработка практических рекомендаций для представителей органов власти и общественных организаций, занимающихся вопросами молодежи и молодежной политики в РФ, по оптимизации медиакоммуникационной деятельности в этой области, с учетом лучших практик и возможностей, а также потенциальных угроз; - презентация результатов исследования в научных публикациях и апробация их на международных научно-практических конференциях в России (Двенадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2020», Москва, Россия; Международная научно-практическая конференция НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований – 2020», Москва, Россия; Международная научно-практическая конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике», Санкт-Петербург, Россия). Все полученные результаты будут отражены в научных публикациях и тезисах выступлений на международных научно-практических конференциях: - публикация не менее двух научных статей в изданиях из списка ВАК; - публикация не менее одной научной статьи в изданиях из перечня RSCI; - выступления с докладами по теме исследования всех участников группы на российских и международных научно-практических конференциях (не менее 5 докладов); - публикация тезисов докладов и статей, индексируемых РИНЦ (не менее трех).
Имеющийся у коллектива проекта научный задел за последние пять лет включает в себя: 7 опубликованных книг (в том числе в соавторстве); более 70 статей, из них в научных изданиях из перечня ВАК (16), RSCI (9) и WoS (7), участие в научно-исследовательской работе, в том числе в составе научных коллективов таких проектов, как "Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ" (проект РНФ, № 17-18-01408, 29 мая 2017 - 31 декабря 2019), "Медиапотребление "цифровой молодежи" в России: современные особенности и факторы мотивации" (проект РНФ, №18-78-10090, 24 июля 2018 - 30 июня 2021).
В рамках теоретического направления исследования были подробно изучены подходы к процессу медиатизации политики, проанализированы основные теоретические парадигмы обоснования практики медиаактивизма, хештег-активизма. Важным фактом является то, что концептуальные подходы к феномену медиатизации (институциональный, социально-конструктивистский и материалистский) основываются на социологических теориях, что свидетельствует о необходимости междисциплинарного подхода при дальнейшей проработке концепции. Выделение исследователями слабой и сильной теорий медиатизации позволяет делать заключения о масштабе процесса: при использовании слабой теории медиатизации особое внимание уделяется масштабным социальным изменениям, медиатизация изучается как мета-процесс; сильная теория медиатизации подразумевает изучение линейных отношений между медиа и социальными институтами. По формам проявления медиатизации выделяют макро-, мезо- и микроуровни процесса. При изучении медиатизации необходимо учитывать социальные преобразования на всех контекстуальных уровнях, особенно при обращении к социально-конструктивистскому подходу. Результатом работы над концептуализацией феномена медиатизации и раскрытием сущности основных теоретических подходов к концепции стал подробный комплексный анализ феномена и публикация данных результатов в российской научной литературе. При изучении концепта медиатизации политики были рассмотрены, в первую очередь, теоретические подходы к концепции медиатизации в целом, на основе которых были представлены основные направления в изучении медиатизации политики. Важно отметить, что концепция медиатизации является амбивалентной. В связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим фактором развития современной медиасистемы, понимание феномена медиатизации может трансформироваться по мере увеличения медиапотребления и расширения коммуникационных возможностей в обществе. В связи с этим концепция медиатизации политики представляется важным феноменом для дальнейшего изучения. В рамках эмпирического направления исследования молодежных практик медиаактивизма по общественно-политическим вопросам был проведен опрос, а также детально изучена и проанализирована практика хештег-активизма на примере резонансных общественно-политических событий 2019-2020 гг. Опрос в рамках исследования был проведен именно среди студентов-журналистов как наиболее активных в социальном и политическом смыслах представителей студенческого сообщества. На основании подсчета данных о контрольных цифрах приема, находящихся в открытом доступе на сайтах высших учебных заведений, в процессе конструирования выборки было определено примерное количество студентов-журналистов в отечественных вузах. Во время программирования эмпирического исследования – учитывая влияние географических, технологических, эпидемиологических и иных факторов – было принято решение для конструирования выборки исследования использовать как ключевое соотношение студентов вузов столичного региона (43,7%) и студентов из других регионов страны (56,3%). Это соотношение было использовано для конструирования выборочной совокупности. При показателях доверительной вероятности 95% и доверительного интервала 5%, размер выборки составил 373 человека. Структура опросного документа соответствовала поставленным исследовательским задачам. Анкета позволила получить информацию об особенностях проявления гражданской позиции респондентов, данные об осведомленности относительно общественно-политической жизни, относительно актуальных политических событий. Завершающая часть анкеты содержала социально-демографические вопросы, в том числе позволяющие делать заключения относительно влияния географического фактора на профиль гражданской активности и политической информированности молодежи. Результаты опроса показали, что абсолютное большинство (98,2% ответов «да» и «скорее да, чем нет») интересуются общественно-политической жизнью страны, 89% опрошенных считают необходимым проявлять гражданскую позицию, и 52% проявляют свою гражданскую позицию. При этом процент опрошенных студентов, участвующих в реальных протестах и демонстрациях составил всего 2,4%. Респонденты предпочитают узнавать новости из Интернета (97,3%), отдавая предпочтение онлайн-СМИ (80,9%) и социальным сетям (79,8%). В отличие от общероссийского рейтинга популярности социальных сетей (по данным Brand Analytics за октябрь 2020 г.: Instagram, ВКонтакте, Youtube), результаты опроса показали, что общественно-политические новости молодежь предпочитает узнавать из следующих социальных сетей: ВКонтакте (60,3% респондентов), Telegram (57,7% респондентов), Instagram (52,8% респондентов).
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 20 июля 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Процесс медиатизации политики в стратегиях цифровой коммуникации государства и молодежи в России |
Результаты этапа: Выводы, сделанные в ходе исследования, могут послужить теоретической базой для практических рекомендаций, направленных на развитие информационно-коммуникационной стратегии взаимодействия государства и молодежи, в том числе будут полезны в работе органов государственной власти, в задачи которых входит работа с молодежью. Все члены научного коллектива принимали активное участие в научных мероприятиях (12 выступлений с докладами на трех международных научно-практических конференциях). На основании полученных в ходе исследования результатов подготовлены и опубликованы/приняты к публикации статьи и тезисы докладов: 5 научных статей (из них 3 статьи в журналах из перечня ВАК, 2 статьи в журналах из базы данных WoS, 1 статья в журнале из базы данных Scopus); 18 тезисов докладов (индексируются РИНЦ). |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".