ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Цель настоящего комплекса исследований состоит в том, чтобы сформировать юридически непротиворечивую концепцию развития российского законодательства в части распространения на категорию «лиц, замещающих государственные должности», новых антикоррупционных требований, а также предложить конкретные пути совершенствования правовых механизмов.
The relevance of this topic for the research project is due to the lack of an adequate analysis of the current practice of implementing Russian anti-corruption legislation, which systematically extends new anti-corruption duties and prohibitions to "persons who hold high state positions in the Russian Federation" (as well as public positions in the Russian Federation and municipal positions). The political course adopted in the legislation needs support, since it provides for the formation of a legally justified system of control mechanisms for loyalty to the public interests of representatives of the Russian political elite, ensures public confidence in the institutions of power, which forms a strategic resource for political stability in any state. However, the system of anti-corruption requirements for public servants within the science of public administration and administrative law may not be applied to highest office holders without regard to special constitutional principles. In this regard, it is valuable for Russian political and legal science to form a fund of knowledge about the legal design of the mechanisms for quality control of representatives of the political elite. To do this, it is necessary to review current international and national legislative models used abroad. In order to ensure proper rigor and order of research, it is proposed to focus on the intersection of system-forming concepts - " conflict of interests "(the central issue of the system of restrictions and prohibitions) and" politically exposed persons " (a capacious definition that generalizes the circle of representatives of the political elite of States). This perspective of the study determines its novelty.
Основные результаты научной работы планируется опубликовать в виде научных статей (не менее трех) в рецензируемых периодических изданиях сообразно условиям конкурса. В соответствии с заявленными задачами проекта и сообразно выделенным направлениям анализа в указанных публикациях планируется: 1) В результате теоретического анализа современной российской и зарубежной правовой доктрины выявить: - теоретический потенциал и место института конфликта интересов в обосновании стратегии гарантирования лояльности политических элит общественным интересам; - место запрета иметь вклады в иностранных банках (ставшего конституционным в результате реформы 2020 г.) в системе других запретов и ограничений по должности; - доктринально обусловленные границы круга лиц, которые должны быть отнесены к представителям политической элиты, включенным в государственный механизм контроля лояльности. 2) В рамках компаративистского исследования международного и национального законодательства планируется определить: - закономерности формирования новой волны международных антикоррупционных стандартов после 2020 года на ближайшую перспективу; - потенциал развития наиболее эффективных механизмов имплементации международных антикоррупционных стандартов в российскую практику; - тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных группах взаимосвязанных стран, а именно: -- в англо-саксонских странах (США, Великобритания) -- в европейских странах классического континентального права с особым опытом в регулировании (Испания, Португалия; Франция, Германия и другие страны) -- в странах Восточной Европы и Прибалтики, -- в отдельных государствах бывшего СССР (Украина, Белоруссия, Армения, Грузия и др.). 3) В части практически ориентированных итогов исследования планируется предложить: - концептуальное видение стратегии изменений российского антикоррупционного законодательства в части укрепления доверия к власти посредством антикоррупционных механизмов; - меры по адаптации российского конституционно-правового законодательства к задачам антикоррупционной реформы; - рекомендации по совершенствованию существующей в различных источниках российского антикоррупционного и конституционного законодательства системы запретов, ограничений, требований и обязанностей, применяемых в отношении «лиц, замещающих государственные должности» и приравненных к ним лиц.
Научный коллектив, представленный членами кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, осуществляет многолетние изыскания в области противодействия коррупции через призму задач российского конституционного права, в результате чего наработан солидный исследовательский опыт (наиболее важные научные достижения отражены в списке основных публикаций в следующем разделе формы заявки). Кафедра продолжает работать в направлении формирования научных подходов, которые позволяют достигать целей текущей российской антикоррупционной реформы в системе властеотношений как предмете конституционного права. Делается это практически безальтернативно, поскольку до последнего времени качественных исследований в таком срезе проблематики практически не существовало (к исключениям можно отнести монографию Лафитского В.И. Конституционный принцип противодействия коррупции : монография. — Москва : Проспект, 2019, а также в некотором смысле работу Трунцевского Ю. В. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции : учебное пособие для вузов — Москва : Издательство Юрайт, 2019).
В рамках данного направления предполагается провести: 1. научное исследование: 1) В результате теоретического анализа современной российской и зарубежной правовой доктрины выявить: - теоретический потенциал и место института конфликта интересов в обосновании стратегии гарантирования лояльности политических элит общественным интересам; - место запрета иметь вклады в иностранных банках (ставшего конституционным в результате реформы 2020 г.) в системе других запретов и ограничений по должности; - доктринально обусловленные границы круга лиц, которые должны быть отнесены к представителям политической элиты, включенным в государственный механизм контроля лояльности. 2) В рамках компаративистского исследования международного и национального законодательства планируется определить: - закономерности формирования новой волны международных антикоррупционных стандартов после 2020 года на ближайшую перспективу; - потенциал развития наиболее эффективных механизмов имплементации международных антикоррупционных стандартов в российскую практику; - тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных группах взаимосвязанных стран, а именно: -- в англо-саксонских странах (США, Великобритания) -- в европейских странах классического континентального права с особым опытом в регулировании (Испания, Португалия; Франция, Германия и другие страны) -- в странах Восточной Европы и Прибалтики, -- в отдельных государствах бывшего СССР (Украина, Белоруссия, Армения, Грузия и др.). 3) В части практически ориентированных итогов исследования планируется предложить: - концептуальное видение стратегии изменений российского антикоррупционного законодательства в части укрепления доверия к власти посредством антикоррупционных механизмов; - меры по адаптации российского конституционно-правового законодательства к задачам антикоррупционной реформы; - рекомендации по совершенствованию существующей в различных источниках российского антикоррупционного и конституционного законодательства системы запретов, ограничений, требований и обязанностей, применяемых в отношении «лиц, замещающих государственные должности» и приравненных к ним лиц. 2. подготовить и опубликовать научные статьи по проведенному научному исследованию: 3. Основные результаты научной работы планируется опубликовать в виде научных статей (не менее трех) в рецензируемых периодических изданиях. 4. Апробация полученных научных результатов проекта в формате круглого стола или сообщений на секции ежегодной декабрьской международной научно-практической конференции на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова 5. Подготовка и сдача отчетности о проведенной работе. 6. Достижение индикаторов показателей.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 16 июля 2020 г.-12 марта 2021 г. | Управление конфликтом интересов «политически значимых лиц»: сравнение российского и международного опыта |
Результаты этапа: По итогам исследования сформирована юридически непротиворечивая концепция развития российского законодательства в части распространения на категорию лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, новых антикоррупционных требований. Обосновано, что данный подход является основой для построения реалистичной, практически осуществимой системы правовых гарантий лояльности политической элиты интересам общества в современных условиях развития российской государственности. По своему назначению и содержанию проведенные изыскания включают следующие основные части: - оценка генезиса международных антикоррупционных стандартов, связанных с предотвращением и урегулированием конфликта интересов; - анализ круга субъектов, принадлежащих с точки зрения конституционного права к высшему уровню публичной власти и обязанных соблюдать антикоррупционные ограничения, а также анализ концепта «политически значимых лиц» (politically exposed persons, PEPs); - обоснование фундаментальности проблемы конфликта интересов в качестве системообразующего элемента современной правовой теории, разрабатывающей вопросы обеспечения доверия общества к представителям власти и государственным институтам; - сопоставление актуальных механизмов урегулирования конфликта интересов в зарубежных странах, группируемых в зависимости от типов политико-правовой культуры; - предложения по развитию российского антикоррупционного законодательства и совершенствованию источников российского конституционного законодательства в части антикоррупционных гарантий приверженности представителей политических элит общественным интересам. Полученные результаты (опубликованные научные статьи) по Договору №20-011-31199\20 от 16.07.2020 года о предоставлении гранта победителю конкурса с РФФИ и АНО ЭИСИ на выполнение научного проекта № 20-011-31199 по теме «Управление конфликтом интересов «политически значимых лиц»: сравнение российского и международного опыта» Основные результаты, полученные в ходе проекта, нашли отражения в следующих публикациях: 1) Монография: Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ: монография / С.Н. Шевердяев. М.: Юстицинформ, 2021. — 392 с. 2) Статья: Старостина И.А. Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР // Конституционное и муниципальное право. 2021. №1. с.51-58. 3) Статья: Кененова И.П. Регулирование конфликта интересов: типология зарубежного опыта // Конституционное и муниципальное право. 2021. №2. 4) Статья: Шевердяев С.Н. Осмысление конституционного принципа противодействия коррупции: к вопросу о необходимости поддержки антикоррупционных исследований в российском конституционном праве // Законодательство. 2021. №1. С. 34 – 39. 5) Статья: Шевердяев С.Н. Конституционный запрет открывать счета в иностранных банках: закрепление, содержание, перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2020. №12. С. 9 – 17. Апробация результатов проекта имела место в серии докладов и сообщений на XXI ежегодной Международной научно-практической конференции «Новеллы Конституции Российской Федерации и задачи юридической науки» (Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 24-27 ноября 2020 г.) |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".