Формирование комплексного методологического подхода к исследованию закономерностей и особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья современной студенческой молодежиНИР

Formation of a comprehensive methodological approach to the study of general patterns and features of the morphological status, functional state and physical fitness as the main components of the health of modern students

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Интегративное исследование особенностей морфофункционального статуса, психофизиологического состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья студентов
Результаты этапа: Результаты, полученные на основе анализа материалов многолетних исследований физической подготовленности студентов I-II курсов МГУ имени М.В. Ломоносова в течение 30-летнего периода (1989-2019 гг.), продемонстрировали динамику изменений в отдельных тестах, характеризующих основные физические качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, скоростно-силовую подготовку. Уровень достижений студентов, характеризующих различные стороны физической подготовленности, в различные годы подвержен разнонаправленным изменениям. Однако во всех видах испытаний, как у юношей, так и у девушек отмечается ухудшение результатов в 1993 г. Проведён анализ результатов тестирования по отношению к действующим (2019 г.) нормативам Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выявлено, что нормативы действующего комплекса ГТО, введённого в 2014 г. и скорректированного в 2019 г., в основном достаточно объективны и соответствуют уровню физической подготовленности современной студенческой молодёжи. Изучено влияние морфофункциональных показателей на результаты тестирования физической подготовленности студентов, отнесённых к трём гомогенным группам, характеризующимся низкими, средними и высокими значениями роста (длины тела). Наиболее высокие значения производных показателей деятельности кардиореспираторной системы (УО и МОК), отмечались в группе испытуемых среднего и низкого роста, оптимальный индекс Пинье обнаружен у студентов среднего роста, при этом значения интегрального показателя «Адаптационный потенциал» наиболее благоприятны у студентов высокого роста за счет более низких значений ЧСС. Корреляционный анализ выявил достоверную зависимость скоростно-силовых характеристик от массы тела и конституциональных особенностей. Обнаружены достоверные связи между результатами в подтягивании, прыжках в длину с места и силой кисти. Проанализированы данные, характеризующие морфофункциональное состояние студентов с использованием альтернативных методов диагностики. В частности, в работе было подтверждено, что методика миофасциографии позволяет объективно определить области гипо/гипертонуса или гипо/гипертрофии мышц испытуемого, что дает возможность индивидуального подхода к тренировочному процессу. Результаты исследования ряда характеристик двигательных, когнитивных функций и психологической саморегуляции как показателей здоровья обнаружили, что скоростные характеристики и двигательных, и когнитивных функций были выше у обследованных студентов-юношей по сравнению с девушками, причем это не было связано с уровнем их спортивной квалификации. В то же время произвольная регуляция двигательных функций была эффективнее у девушек, чем у юношей. Когнитивная гибкость как показатель произвольной регуляции познавательных процессов была выше у юношей по сравнению с девушками, а также – у студентов, имеющих спортивную квалификацию, независимо от пола. Результаты изучения психологической саморегуляции у студентов, занимающихся спортивной гимнастикой, выявили различия, связанные с полом испытуемых: обнаружено, что одна из составляющих психологической саморегуляции – саморелаксация – эффективнее у юношей по сравнению с девушками вне зависимости от уровня спортивной квалификации. Продемонстрирована вариабельность показателей когнитивных функций, связанная с особенностями межполушарной организации основных анализаторных систем: скоростные характеристики когнитивных процессов, различаются в зависимости от латеральной организации моторных мануальных функций, а регуляторные составляющие – моторных мануальных и слухоречевых функций. Обобщение данных, представленных в современной литературе по проблеме влияния ряда специфических для городской среды факторов на психическое здоровье и благополучие жителей городов, включая студентов, послужило основанием для заключения о том, что на психическое здоровье студентов воздействует комплекс экологических факторов. Основными последствиями этого воздействия являются повышение стресса, утомляемости, раздражения, снижение эффективности когнитивного функционирования, нарушения сна, появление или усиление тревожной и депрессивной симптоматики, манифестация или осложнение протекания психических расстройств. По материалам научно-исследовательской работы, полученным на этапе 2021 года, опубликованы 15 статей, 2 учебных пособия, сделано 8 докладов на научных конференциях разного уровня.
2 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Анализ взаимосвязей отдельных показателей морфофункционального статуса, физической подготовленности, психофизиологических индикаторов функционального состояния и факторов, влияющих на их изменения
Результаты этапа: На этапе НИР 2022 года проводились исследования по трем направлениям. Полученные материалы позволили выявить существование достоверных взаимосвязей основных показателей морфофункционального статуса, физической подготовленности, психофизиологических индикаторов функционального состояния студентов, что является основанием для формирования междисциплинарного методологического подхода к анализу здоровья в целом. На практике использование данных о выявленных взаимосвязях может заключаться, в частности, в обоснованном применении проанализированных в работе показателей для оценки текущего морфофункционального и психофизиологического состояний студента, отражающих уровень здоровья. Изучены отдельные факторы, влияющие на изменения рассматриваемых показателей, учет которых может стать основой индивидуализированной оценки основных компонентов здоровья студентов, а также сопровождения их в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая выступает практически значимой составляющей мероприятий по поддержанию здоровья и повышению эффективности академического учебного процесса. На основе анализа литературных данных и полученных на этапе 2022 года эмпирических результатов по направлению «Особенности морфофункционального статуса студентов и определяющие его факторы» выявлены взаимосвязи между уровнем активности симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции функций, который был оценен методом математического анализа ритма сердца по совокупности показателей, с одной стороны, и интегративным показателем «Уровень функционального состояния», с другой. Обнаружено, что чем выше степень симпатического влияния на регуляцию сердечного ритма, тем ниже последний показатель, что указывает на сниженное функциональное состояние. С учетом сведений, имеющихся в литературе, и представлений о том, что оценка процессов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы по показателям вариабельности сердечного ритма является одной из составляющих донозологической диагностики здоровья на физиологическом уровне, обнаруженные в настоящей работе взаимосвязи указывают на значимую роль соотношения вкладов двух отделов вегетативной нервной системы в обеспечение оптимального текущего функционального состояния студентов. Продемонстрировано отрицательное влияние вынужденной гиподинамии во время пандемии COVID-19 и дистанционного режима обучения на морфофункциональные показатели студентов и их физическую работоспособность. Данное заключение основано на сопоставлении результатов антропометрии и оценки морфофункционального статуса студентов, обследованных в 2018 и 2022 гг. Показатели испытуемых 2018 г. значимо превосходят результаты студентов 2022 года. В рамках направления «Взаимосвязи морфофункционального статуса и физической подготовленности студентов» обнаружено влияние такого морфологического признака, как вес испытуемых на результаты тестирования физической подготовленности, а также на ряд функциональных показателей. На практике полученные результаты могут найти применение в индивидуализированном подходе не только к оценке уровня физической подготовленности студентов, но и к процессу её совершенствования. Анализ зависимости силы удара от уровня физической подготовленности начинающих боксеров показал, что на силу удара обеих рук в большей степени влияют росто-весовые параметры и силовые показатели, выявленные при жиме штанги. Скоростно-силовые показатели работы ног также достоверно связаны с результатами ударов правой и левой руками. При этом, скоростно-силовые возможности мышц туловища достоверно связаны только с силой удара правой руки. Обобщение теоретических данных, представленных в литературе, и полученных в настоящей работе эмпирических материалов по направлению «Особенности произвольной регуляции в психической сфере у студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности, пола и латеральной организации моторной и сенсорных систем» позволило подтвердить эффективность комплексного анализа характеристик регуляторной сферы психики студентов. Было обнаружено наличие связей таких регуляторных характеристик, как самоконтроль (когнитивный и аффективный), саморелаксация и самомотивация с рядом индивидуально-психологических особенностей, изученных на модели соревновательной деятельности студентов-спортсменов: с соревновательной эмоциональной устойчивостью, с соревновательной мотивацией, психологической стабильностью и помехоустойчивостью. Прослеживались определенные различия регуляторных особенностей у спортсменов разных специализаций. Различались регуляторные составляющие двигательных, когнитивных функций и психологическая саморегуляция у занимающихся гимнастикой студентов-спортсменов разного пола и уровня квалификации. Юноши и девушки с более высоким уровнем спортивной квалификации независимо от пола характеризовались лучшими возможностями произвольного ускорения двигательных функций и более высокими показателями когнитивной гибкости. В обследованной выборке студентов спортивного вуза (имеющих разную спортивную специализацию) определены особенности латеральной организации моторных и сенсорных функций, заключающиеся в выраженном преобладании правосторонних признаков асимметрии в мануальной системе в сочетании с разнообразием латеральных признаков в сенсорной сфере. Обнаружено, что данные особенности являются фактором, влияющим у обследованных спортсменов на показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, самоконтроля, стабильности и помехоустойчивости, спортивной саморегуляции, самомотивации и соревновательной мотивации. Перечисленные показатели произвольной регуляции повышаются по мере «накопления» правосторонних признаков асимметрии в моторной мануальной системе, а также в латеральном профиле в целом. Практическое значение полученных данных может состоять в их учете при индивидуализированном сопровождении не только студентов-спортсменов, но и в учебном процессе в целом. Таким образом, результаты НИР этапа 2022 года подтвердили положение о том, что организм человека представляет собой сложную многокомпонентную систему, в которой на разных уровнях протекают процессы различного типа, и что здоровье конкретного индивидуума не может быть охарактеризовано каким-то одним признаком. Специфика проявлений каждого из показателей зависит от индивидуальных особенностей человека. Представленные материалы могут быть использованы для обоснования интегративного подхода к выявлению качественно нового уровня взаимоотношений систем регуляции морфофункциональных, психофизиологических и психических функций организма человека в зависимости от влияния различных факторов. По материалам научно-исследовательской работы, полученным на этапе 2022 года, опубликованы 12 статей, 1 учебное пособие, сделано 7 докладов на научных конференциях разного уровня.
3 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Теоретическое и эмпирическое обоснование использования педагогического, психологического и физиологического методологических подходов к исследованию закономерностей и особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности как основных составляющих здоровья
Результаты этапа: В соответствии с темой этапа 2023 года НИР состояла из двух основных разделов: теоретического и эмпирического. В теоретическом рассмотрены общенаучные принципы исследования, общие представления о методологическом подходе и его виды в конкретных научных исследованиях, проанализировано соотношение теоретического и эмпирического анализа исследовательской проблемы, обосновано значение обобщения результатов эмпирического исследования для формулирования теоретических положений. Продемонстрирована важность для любого исследования наличия корректного понятийного аппарата изучаемой области явлений. В качестве примера проанализировано понятие «Физическая культура», которое используется не только при оценке компонентов здоровья условно здорового студента, но и при характеристике рационального двигательного режима, способствующего поддержанию оптимума здоровья. Проведенный анализ ряда методологических подходов послужил основанием для включения их в комплексный подход, который предлагается использовать при исследовании здоровья студентов. В него входят подходы, в большей мере специфичные для физиологии, педагогики и психологии. Теоретическое обоснование комплексного подхода исходит из представлений о том, что здоровье является сложным явлением и включает в себя не только отсутствие болезней, но и оптимальной физическое, психическое, психологическое и социальное здоровье. Физиологический подход к исследованию здоровья предполагает изучение особенностей морфологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности человека с использованием физиологических методов. Этот подход является основополагающим для изучения здоровья, поскольку физиологические параметры организма отражают многообразие его функций и состояний. Физиологический подход основан на изучении физиологических показателей организма и их взаимосвязи с общим состоянием здоровья. Состояние здоровья индивида определяется адаптационными возможностями, функциональными резервами, особенностями регуляторных систем организма на физиологическом и психологическом уровнях. Наряду с физиологическим в комплексный подход, используемый в настоящей работе, входит совокупность методологических подходов, применяемых в педагогике и психологии. Она, в свою очередь, состоит из системного, деятельностного, личностного, полисубъектного (диалогического), индивидуального и других. В частности, использование системного подхода (который является общенаучным) подразумевает анализ внутренних и внешних связей и взаимоотношений исследуемого объекта, изучение всех его элементов с учетом их места и функций в нем, что присуще и физиологическому подходу, рассмотренному выше. Поскольку в настоящей работе здоровье студентов анализируется с учетом влияния на него фактора физкультурно-спортивной деятельности (ФСД), исходили из представлений о том, что одним из важных показателей здоровья и функциональных возможностей студентов является физическое развитие, которое определяется состоянием основных тканей организма, формами и размерами тела и его отдельных частей, функциями организма. Обобщены данные, представленные в литературе относительно возможности использования ряда морфологических признаков в совокупной характеристике текущего состояния студентов, а также в качестве предикторов изменений здоровья. В настоящей работе углубленно рассмотрен такой морфологический признак, как масса тела. Его анализ становится всё более актуальным, учитывая, что в настоящее время увеличение массы тела и, в частности, у юношей и девушек студенческого возраста, весьма распространено. Литературные данные свидетельствуют о том, что по сравнению с традиционным определением соотношений массы и роста более информативной является оценка компонентного состава тела. Являясь характеристикой морфологической конституции, компонентный состав тела отражает состояние обменных процессов в организме и может служить своеобразным предиктором развития различных патологических состояний, что входит в круг вопросов изучения здоровья. Важное заключение, сделанное на основе анализа материалов, представленных в литературе, состоит в том, что студенты с низким уровнем здоровья имеют большее содержание жировой ткани в организме; что на компонентный состав тела эффективно влияют программы силовых и интенсивных функциональных тренировок. На этапе 2023 года значение комплексного подхода к изучению здоровья было проанализировано в ходе нескольких серий эмпирических исследований. Одна из них была посвящена выявлению закономерностей изменений морфологических показателей студентов в процессе ФСД, оценке вклада указанных изменений в обеспечение оптимального уровня физической подготовленности и здоровья в целом. Проводились изучение морфофункционального статуса и оценка ряда физических качеств с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности студентов. Для получения объективной информации о состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечного тонуса студентов и спортсменов применялся метод миофасциографии. Были обследованы студенты-спортсмены не ниже 2 разряда (10 баскетболистов, 12 самбистов, 12 боксеров и 8 легкоатлетов) в возрасте 18-20 лет и 74 студента того же возраста, относящиеся к основной медицинской группе, не имеющие спортивной квалификации. Полученные в пилотажном исследовании данные подтверждают известный факт того, что квалифицированные спортсмены обладают высокой физической работоспособностью, определяемой по тесту PWC170. Наиболее высокая физическая работоспособность среди спортсменов выявлена у баскетболистов. Анализ физических качеств обнаружил значимо более высокие результаты оценки силы у самбистов, а быстроты – у боксеров. Все морфофункциональные характеристики в группе легкоатлетов, боксеров, самбистов, баскетболистов имеют свои особенности, но достоверно выше средних показателей группы студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования в целом свидетельствуют о том, что у спортсменов достоверно более эффективно и экономно осуществляется деятельность кардиореспираторной системы и систем регуляции. Выявлены показатели, которые в наибольшей степени характеризуют состояние сердечно-сосудистой системы и систем регуляции функций организма студентов-спортсменов и не спортсменов, кроме того обнаружены значимые связи между показателями. Полученная первичная база данных исследуемых морфофункциональных показателей спортсменов может послужить основой в качестве ориентиров развития для студентов, занимающихся избранными видами физкультурно-спортивной деятельности. При сравнительном анализе усредненных миофасциограмм студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в шейном (CIV-CVII) и в поясничном (LI-LIII) отделах позвоночного столба спортсменов обнаружены достоверно или статистически значимо более высокие показатели миофасциограмм, что позволило выделить зоны рабочей гиперфункции и гипертрофии соответствующих мышечных групп у студентов-спортсменов по сравнению с не спортсменами. Результаты применения методики миофасциографии выявили регионы асимметрии, гипо/гипертонуса или гипо/гипертрофии мышц испытуемого, что дает возможность индивидуального подхода к тренировочному процессу студента. Исходя из литературных данных, свидетельствующих о значении сохранности регуляторных функций для психического и психологического здоровья человека, а также для обоснования возможностей использования психолого-педагогического методологического подхода к изучению здоровья проведена другая серия эмпирического исследования, основанная на применении индивидуального подхода к изучению регуляторной сферы психики. Последняя рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов, подчиненных осознаваемому процессу целеполагания и целеосуществления. Для характеристики психической активности человека, направленной на достижение целей и обеспечение произвольной регуляции деятельности, в зарубежной литературе используется термин «управляющие функции» (executive functions). Их изучение в отечественной психологии восходит к трудам А.Р. Лурия, который рассматривал управляющие функции более широко и связывал их с деятельностью лобных структур мозга, обеспечивающих программирование, избирательную регуляцию и контроль поведения. При оценке регуляторных возможностей выделяют различные компоненты регуляции. Существуют индивидуальные различия регуляторной сферы психики человека. К мозговым механизмам этих различий наряду с деятельностью лобных долей относят межполушарное взаимодействие и межполушарную асимметрию мозга, которые отражаются в признаках латеральной организации моторной и сенсорных систем. В настоящем исследовании моделью, позволяющей изучить особенности регуляторной сферы психики, была выбрана спортивная деятельность, поскольку она предъявляет высокие требования к регуляторным возможностям. Цель данной серии эмпирического исследования состояла в выявлении индивидуальных различий регуляторной сферы, связанных с межполушарной функциональной асимметрией, у высококвалифицированных спортсменов. Использованные методики были представлены двумя блоками: 1) методиками определения признаков моторной и сенсорной асимметрии (которые выступают внешним проявлением межполушарной асимметрии в анализаторных системах); 2) методиками оценки регуляторных функций по субъективным и объективным показателям. Выборка состояла из высококвалифицированных 50 спортсменов (КМС и МС), являющихся студентами Российского университета спорта (ГЦОЛИФК) в возрасте от 18 до 23 лет. Участники исследования занимались легкой атлетикой и плаванием. Определение признаков функциональной асимметрии продемонстрировало, что в мануальной моторной системе у представителей данных специализаций обнаружено существенное преобладание правосторонних латеральных признаков при отсутствии симметричных. В слухоречевой и зрительной сенсорных системах правосторонняя асимметрия также преобладала, но в меньшей степени, и сочеталась не только с левосторонней, но и с симметричной организацией функций. Анализ ряда компонентов регуляторной сферы, оцененных по субъективным и объективным данным, у высококвалифицированных спортсменов выявил то, что они различаются в зависимости от характеристик функциональной асимметрии. Объективные оценки регуляторных функций оказались чаще связанными с латеральной организацией слухоречевой и мануальной систем, а субъективные – слухоречевой и зрительной. Отмечено значение слухоречевой асимметрии для проявления особенностей регуляторной сферы на субъективном и объективном уровнях. Результаты проведенной работы могут послужить основанием для индивидуализации сопровождения физкультурно-спортивной деятельности студентов и основного академического учебного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций. В целом, теоретические и эмпирические материалы, полученные на этапе 2023 года, подтверждают эффективность использования комплексного междисциплинарного подхода для достижения поставленной в работе цели.
4 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Комплексный методологический подход к оценке здоровья студенческой молодежи для построения концептуально-универсальной модели здоровья современного студента и эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Результаты этапа:
5 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Общая характеристика комплексного методологического подхода к изучению здоровья современной студенческой молодежи
Результаты этапа:
6 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Использование комплексного методологического подхода к анализу основных компонентов здоровья современной студенческой молодежи
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Grafik_i_tablitsa.docx Grafik_i_tablitsa.docx 42,3 КБ 29 декабря 2021 [ipermyakov]