Достоевский: жизнь и наследие. Биографические лакуны. Рецепция творчества и судьбы в национальном сознании (1881 – 1921)НИР

Dostoevsky: Life and Legacy. Biographical Lacunae. Perception of His Life and Work in the Russian National Consciousness (1881—1921)

Соисполнители НИР

Факультет журналистики МГУ Соисполнитель

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
3 1 сентября 2020 г.-16 сентября 2021 г. Достоевский: жизнь и наследие. Биографические лакуны. Рецепция творчества и судьбы в национальном сознании (1881 – 1921)
Результаты этапа: Данный проект представляет собой комплексное многоаспектное исследование, совокупившее в себе теоретические обобщения и эмпирические научные изыскания. Первая зарубежная поездка Достоевского и первое конкретное восприятие им Запада рассматриваются в контексте (и одновременно – в противофазе) его представлений о «стране святых чудес». Одновременно реконструируется визит Достоевского в Лондон: тайное посещение им А. И. Герцена, характер и тематика их диалога. Обнаруживается связь этой встречи с роковыми событиями в России (лето 1862 г.): петербургскими пожарами, приостановкой «Современника» и «Русского слова», арестами Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева, обыском в Ясной поляне. Все эти коллизии объединены общим «типографическим» сюжетом, у истоков которого стоит Достоевский (1849 г.). На основе вновь обнаруженных архивных документов воссоздается история обыска Достоевского при его возвращении в Россию, представления его переписки в III Отделение и рассмотрения ее Следственной комиссией. Впервые рассмотрена эволюция взаимоотношений Достоевского и А. С. Суворина. Издатель «Нового времени» и его газета выступают в качестве идейного сочувствователя автора «Дневника писателя», а в дальнейшем – хранителя и популяризатора его наследия. Подвергаются аналитическому осмыслению результаты поисков, проведенных в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) группой молодых исследователей. Предлагается также критическая оценка (проблема авторства, степень достоверности и т. д.) впервые (в рамках проекта) переведенных на русский язык воспоминаний сокаторжника Достоевского Юзефа Богуславского. Воспроизводятся чертежи омского острога, подвергаются исчислению площади и размеры объектов – как на территории острога, так и за его пределами (в том числе госпиталя), на основании неизвестных источников проводится предметное описание арестантских казарм. Вводятся в научный оборот важные для понимания каторжной судьбы Достоевского архивные документы, проливающие свет на судьбу ряда персонажей «Записок из Мертвого дома». Благодаря этим находкам в значительной мере расширяются наши представления об омском окружении Достоевского, о бытовых и моральных обстоятельствах его пребывания в «мрачных пропастях земли». Рассматривается решающее для Достоевского лето 1867 г., когда только что вступивший во второй брак и преследуемый кредиторами он оказывается за границей. Выясняются скрытые причины беспрецедентного финансового доверия М. Н. Каткова к своему автору, не написавшему еще ни строки из обещанного романа. Выясняется семейная стратегия – как самого Достоевского, так и его молодой жены. Особое внимание уделено «рулеточным безумствам» этого года, связанными с предысторией романа «Идиот». Подробно рассматривается исключительная роль Анны Григорьевны – не только как верной спутницы путешествующего писателя, но и как «тайного соглядатая», а порой и участника творческого процесса. Прослежена эволюция литературных и личных отношений Достоевского и Суворина. Собрана воедино и проанализирована переписка издателя газеты «Новое время» и родственников Достоевского. В научный контекст вводятся не опубликованные ранее письма А. Г. Достоевской к Суворину, которые свидетельствуют о его поддержке семьи Достоевского после смерти писателя и внимании «Нового времени» к его духовному наследию. Впервые публикуется ряд художественных произведений А. Г. Достоевской, написанных после смерти мужа. Одновременно анализируются неизвестные материалы из альбома А. И. Калугина (в т. ч. письмо к нему А. И. Солженицына), содержащие связанные с Достоевским материалы эмигрантской прессы. Впервые представлены результаты статистического и содержательного исследования материалов газеты Суворина за несколько десятилетий, касающихся жизни и творчества Достоевского. Также рассмотрены многочисленные статьи В. П. Буренина 1881 – 1906 гг., посвященные Достоевскому или его упоминающие. Также впервые полностью публикуется переписка А. Г. Достоевской и В. П. Буренина. Подробно изучены ведущие исторические журналы второй половины XIX – начала XX вв. («Исторический вестник», «Русский архив», «Русская старина»), публикации в которых положили начало науке о Достоевском. Собраны все упоминания о писателе в указанных журналах за 1881 – 1918 гг., проведены систематизация и статистический анализ этих текстов. Сделана попытка соотнести хронологию текстов с актуальной общественно-политической ситуацией в стране. На основе материалов, опубликованных в периодической печати 1921 – 1922 гг. в связи со столетним юбилеем Достоевского, рассматривается присутствие писателя в культурном пространстве молодой советской России. Двойственность отношения к писателю, наличие в прессе как «социалистических», так и «христианских» трактовок обусловлены переходной исторической эпохой. Анализируются газетные и журнальные материалы о школах имени Достоевского (1881 – 1917 гг.). Большая часть публикаций затрагивает историю Cтарорусской церковно-приходской школы. Однако, как выяснилось, на рубеже XIX – ХХ вв. было предпринято еще несколько попыток открыть учебные заведения в честь писателя. Этот сюжет интересен как в плане развития педагогических практик, так и как свидетельство стремления образовательного сообщества закрепить в памяти учеников имя Достоевского. Рассмотрены первые попытки воплощения произведений Достоевского на русской сцене. В научный оборот наряду с архивными источниками (рукописно-архивный отдел ГТЦМ им. А. А. Бахрушина) вводится значительный пласт российской периодики. Эти инсценировки и оценки их в печати открывают длящуюся уже около полутора веков эпоху сценических интерпретаций Достоевского на отечественной и мировой сцене. Несмотря на неудачи первых постановок, выдающимся режиссерам ХХ века удалось в конце концов создать феномен «театра Достоевского», без которого невозможно представить современную сцену. В этой связи прослеживается рождение «театра Достоевского» и одновременно – режиссерского театра, ныне господствующего на сцене. Интерпретируется также современная пьеса Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». Оставаясь по мировосприятию поэтом, Достоевский не может не присутствовать в национальном поэтическом коде. Аллюзии, идеи и образы Достоевского обнаруживаются в творчестве практически любого писавшего по-русски стихотворца на уровне метафор, философского строя и лирической интуиции. В этой связи в обширном историко-культурном контексте впервые сопоставляются текстовые и смысловые совпадения Достоевского и О. Э. Мандельштама. Итак, на основе разносторонних историко-культурных подходов мы в состоянии проследить присутствие Достоевского в национальном сознании: процесс, который продолжает совершаться на наших глазах.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен