Создание высокопроизводительных вычислительных комплексов программ для предсказательного моделирования и виртуального прототипирования двигательных устройствНИР

Developing supercomputing systems for modeling and simulations of RAM engines

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 12 апреля 2017 г.-31 декабря 2017 г. Создание высокопроизводительных вычислительных комплексов программ для предсказательного моделирования и виртуального прототипирования двигательных устройств (этап 1, 2017 год)
Результаты этапа: В рамках решения основной задачи Проекта - - создания высокопроизводительных вычислительных комплексов программ для оптимального виртуального проектирования прямоточных двигателей гиперзвуковых летательных аппаратов с учетом газогенерации и горения в неравновесных многофазных потоках - на этапе 2017 года получены следующие результаты. 1. Созданы алгоритмы, математическое обеспечение, высокопроизводительных программных средств и отработана технологии их применения для моделирования процессов горения, физических и химических превращений в технических системах, а именно, в прямоточных гибридных двигателях. 2. На основании авторской методики расчета неравновесных турбулентных течений многофазных смесей, разработана модель турбулентного течения и горения в гибридном двигателе, в котором горючее и окислитель находятся в разных фазах: горючее в конденсированной фазе, а газообразный окислитель поступает в камеру сгорания со сверхзвуковой скоростью. 3. Разработана альфа-версия программы для оптимального виртуального прототипирования прототипов прямоточных двигателей гиперзвуковых летательных аппаратов, использующих гибридную схему. 4. Разработана модель и программа расчета газогенерации и горения в неравновесных потоках над поверхностью конденсированного горючего. Показано, что газогенерация и массоподвод горючего уменьшается по мере удаления от начала вглубь камеры сгорания по направлению оси. Этот эффект обусловлен наличием внешнедиффузионного торможения реакции, в результате которого горючее и окислитель медленнее поступают в зону реакции сквозь образующиеся продукты реакции, количество которых возрастает. Поэтому снижается энерговыделение в потоке, что ведет к уменьшению скорости газификации. Полученные результаты относительно роли диффузионного торможения являются новыми, они были доложены на международном конгрессе и опубликованы в научном журнале по аеронавтике. Участие в научных мероприятиях по тематике Проекта за период 2017 Laminar diffusion flame propagation over thermally destructing material (Устный) • Smirnov Nickolay N., Tyurenkova Veronika V., Smirnova Mariya N. • в сборнике Proceedings of 68th International Astronautical Congress, Adelaide, Australia, 25-29 September 2017, с. 1-9 • • 2017 Построение параллельных алгоритмов для решения трехмерных задач гиперзвуковой газовой динамики (Устный) • Авторы: Рыбакин Б.П., Смирнов Н.Н., Стамов Л.И., Тюренкова В.В. • Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 Библиографический список публикаций по проекту. 1. V.B. Betelin, A.G. Kushnirenko, N.N. Smirnov, Nikitin V.F. V.V. Tyurenkova, L.I. Stamov. Numerical investigations of hybrid rocket engines. Acta Astronautica, (2018) 2. Smirnov Nickolay N., Tyurenkova Veronika V., Smirnova Mariya N. Laminar diffusion flame propagation over thermally destructing material. Proceedings of 68th International Astronautical Congress, Adelaide, Australia, 2017, р. 1-9.
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Создание высокопроизводительных вычислительных комплексов программ для предсказательного моделирования и виртуального прототипирования двигательных устройств (этап 2, 2018 год)
Результаты этапа: В рамках выполнения проекта за 2018 год было получено: 1. Рекомендации к архитектуре многопроцессорных суперЭВМ и алгоритмическая компоновка для решения задач предсказательного моделирования горения в технических устройствах с учетом различных воздействий. 2. Произведена доработка программного комплекса для решения задачи распространения фронта газификации против потока. 3. Проведены исследования и определены условия, при которых возможен срыв процессов горения при различной температуре и скорости окислителя. 4. Рассмотрены различные конфигурации расположения горючего в гибридном двигателе. Применение гибридных твердотопливных двигателей, использующих компоненты топливной смеси в разных агрегатных состояниях, является достаточно привлекательным, так как такой тип двигателей обладает рядом преимуществ по сравнению с жидкостными или твердотопливными двигателями. Например, по сравнению твердотопливными двигателями он обладает большей безопасностью, так как позволяет хранить компоненты топлива раздельно друг от друга, а также дает возможность управления тягой двигателя. По сравнению с жидкостными двигателями гибридные обладают более простой конструкцией и большей простотой с точки зрения обслуживания. Одним из наиболее быстрых и относительно дешевых способов разработки таких двигателей является компьютерное моделирование. Проведение предсказательного вычислительного моделирования таких устройств в силу своей достаточно высокой сложности затруднительно без использования высокопроизводительных вычислительных комплексов и разработки параллельных алгоритмов и программ. Коллективом было проведено трехмерное численное моделирование процессов, протекающих в камере сгорания твердотопливного двигателя, в который окислитель поступает в газообразной форме со сверхзвуковой скоростью. Часть внутренней поверхности двигателя выполнена из твердого топлива. Предполагается, что в ходе химических реакций, протекающих на поверхности твердого топлива в результате взаимодействия с набегающим потоком, в камеру выделяется газообразное горючее вещество – бутадиен, которое также начинает смешиваться и реагировать с набегающим потоком окислителя. При этом рассматривалось два способа моделирования выделения газообразного горючего через твердую поверхность топлива: с помощью приближенных аналитических интегральных формул и с помощью пристеночных функций, вычисленных на основании полученных в ходе численного счета параметров среды около поверхности стенки. Характерные размеры двигателя основаны на экспериментальных данных из работ Бен-Якара, Натана и Гани, но, в то же время, геометрия существенно отличается. Используемая кинетика горения бутадиена состоит из 11 обратимых реакций и включает 10 компонент (азот выступает в качестве десятой, нейтральной компоненты). Для вычисления газодинамического шага использовался метод MUSCL интерполяции потоков на грань и метод AUSMP для компрессионных членов. Продвижение на второй порядок точности осуществлялось с помощью метода Мак-Кормака. Решение жесткой системы кинетических уравнений осуществлялось с помощью полунеявного метода Новикова 4-го порядка точности из семейства методов Розенброка с двукратным вычислением правой части системы и однократным вычислением якобиана. В работе используется k-ω модель турбулентности Уилкокса.
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Создание высокопроизводительных вычислительных комплексов программ для предсказательного моделирования и виртуального прототипирования двигательных устройств (этап 3, 2019 год)
Результаты этапа: Была проведена верификация разработанного вычислительного комплекса на основе аналитических, численных решений, полученных при применении тестированных вычислительных комплексов на регулярных сетках. Проведено тестирование и подтверждена работоспособность и адекватность предсказательных моделей в целом, в частности, для камер сгорания ракетных двигателей. Тестирование проводилось на основе экспериментальных данных, полученных для модельных камер сгорания, а также для отражений сильных ударных волн в химически реагирующих газах в ударных трубах. Проведены параметрические исследования инициирования горения в гибридных системах.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".