Экспериментальное исследование способов воздействия на эффект энергоразделения, возникающий при обтекании системы тел сжимаемым газовым потокомНИР

Experimental research of methods of influencing the energy separation effect arising from a compressible gas flow around a system of bodies

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 27 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Экспериментальное исследование способов воздействия на эффект энергоразделения, возникающий при обтекании системы тел сжимаемым газовым потоком
Результаты этапа: Процесс перераспределения полной энтальпии (температуры торможения) в потоках сжимаемого газа без обмена энергией с окружающей средой принято называть энергоразделением. На его основе созданы устройства для безмашинного разделения потока на холодный и горячий (с температурой торможения меньше и больше начальной), например: трубы Ранка-Хилша, Гартмана-Шпренгера, Леонтьева. Повышение эффективности таких устройств, умелое использование эффекта энергоразделения в обычном теплообменном оборудовании, напрямую связано с пониманием причин энергоразделения, а также способов воздействия на его величину. В связи с этим актуальным является изучение процесса энергоразделения, возникающего при обтекании тел канонической формы (круглых цилиндров), так называемый эффект Эккерта-Вайса, который заключается в возникновении области пониженной температуры на подветренной стороне цилиндра. Величина эффекта может достигать существенных значений. Для оценки эффекта энергоразделения удобно использовать коэффициент восстановления температуры. На плоской пластине, обтекаемой потоком воздуха, его величина близка к единице, тогда как на подветренной стороне цилиндра при обтекании сжимаемым дозвуковым потоком (число Маха 0.25-0.65) может достигать отрицательных значений (эффект Эккерта-Вайса). Чем больше величина коэффициента восстановления отличается от единицы, тем выше эффект энергоразделения. В настоящей работе проведено экспериментальное исследование эффекта Эккерта-Вайсе при поперечном обтекании пары одинаковых круговых цилиндров при числах Маха набегающего потока M=0.295;0.365 и числах Рейнольдса Re_D=6.4∙10^4;7.9∙10^4, соответственно. Оси цилиндров расположены в плоскости перпендикулярной направлению потока. Относительное расстояние между осями цилиндров, изменялось в диапазоне, позволяющем охватить все режимы интерференции (одиночная вихревая дорожка, бистабильный режим, спаренная вихревая дорожка) характерные для данного типа (side-by-side) расположения цилиндров. Получено распределение коэффициентов давления и восстановления температуры на поверхности одного из цилиндров. Показано, что в зависимости от расстояния между цилиндрами коэффициенты давления и восстановления температуры могут быть как больше, так и меньше значений, полученных при обтекании одиночного цилиндра. При этом наибольшее снижение коэффициента восстановления (на 100%) температуры относительно значений, полученных при обтекании одиночного цилиндра, происходит на режиме спаренной вихревой дорожки при P⁄D=3.0, тогда как при P⁄D=1.1 и P⁄D=1.5 (режим одиночной вихревой дорожки и бистабильный режим, соответственно) наблюдался рост значений коэффициента восстановления температуры.
2 13 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Экспериментальное исследование способов воздействия на эффект энергоразделения, возникающий при обтекании системы тел сжимаемым газовым потоком
Результаты этапа: Процесс перераспределения полной энтальпии (температуры торможения) в потоках сжимаемого газа без обмена энергией с окружающей средой принято называть энергоразделением. На его основе созданы устройства для безмашинного разделения потока на холодный и горячий (с температурой торможения меньше и больше начальной), например: трубы Ранка-Хилша, Гартмана-Шпренгера, Леонтьева. Повышение эффективности таких устройств, умелое использование эффекта энергоразделения в обычном теплообменном оборудовании, напрямую связано с пониманием причин энергоразделения, а также способов воздействия на его величину. В связи с этим актуальным является изучение процесса энергоразделения, возникающего при обтекании тел канонической формы (круглых цилиндров), так называемый эффект Эккерта-Вайса, который заключается в возникновении области пониженной температуры на подветренной стороне цилиндра. Величина эффекта может достигать существенных значений. Для оценки эффекта энергоразделения удобно использовать коэффициент восстановления температуры. На плоской пластине, обтекаемой потоком воздуха, его величина близка к единице, тогда как на подветренной стороне цилиндра при обтекании сжимаемым дозвуковым потоком (число Маха 0.25-0.65) может достигать отрицательных значений (эффект Эккерта-Вайса). Чем больше величина коэффициента восстановления отличается от единицы, тем выше эффект энергоразделения. На данном этапе проведено экспериментальное исследование эффекта Эккерта-Вайса при поперечном обтекании пары одинаковых круговых цилиндров в диапазоне чисел Маха набегающего потока M=0.32-0.62, которому соответствовал диапазон чисел Рейнольдса Re_D =1.47∙10^5-3.4∙10^5, соответственно. Исследования проводились на аэродинамической установке НИИ механики МГУ (поперечное сечение рабочей части 174х250 мм2). Относительное расстояние между осями цилиндров, изменялось в диапазоне, позволяющем охватить все режимы интерференции (одиночная вихревая дорожка, бистабильный режим, спаренная вихревая дорожка) характерные для данного типа (side-by-side) расположения цилиндров. Температурные измерения проводились тепловизором, что позволило регистрировать изменение температурного поля задних поверхностей цилиндров. Получены экспериментальные зависимости изменения коэффициентов давления и восстановления температуры в донной области цилиндров от числа Маха. Также получены распределения этих величин по ободу одного из цилиндров для трех значений чисел Маха. Показано наличие диапазона чисел Маха и режимов интерференции вихрей при котором коэффициент восстановления принимает значения существенно меньшие, чем на одиночном цилиндре, что ведет к существенному увеличению энергоразделения. Так, например, при P⁄D=3.0 и M= 0.57 коэффициент восстановления в задней критической точке на обоих цилиндрах был равен -0.8, что соответствовало разности между температурой торможения набегающего потока и температурой поверхности цилиндра равной 30 С. Тогда как на одиночном цилиндре при тех же параметрах коэффициент восстановления имел величину -0.25 и, соответственно, разность температур 20 С.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".