![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Исследование направлено на решение проблемы, касающейся, в основном, истории философской теологии, но имеющей также значение для понимания современной культуры. В рамках проекта планируется исследовать вопрос о влиянии представлений Джорджа Беркли о физико-теологическом доказательстве бытия Бога на американскую философскую теологию XVIII и XIX века и на американскую культуру в целом. Данная проблема представляется актуальной для истории философской теологии, а также для изучения проблематичных моментов современной культуры. В деталях философских доктрин Нового времени кроются семена проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. В данном случае речь идет о философски и теологически обоснованном закреплении определенной социальной иерархии, включающей рабство, итоги которого мы видим сегодня в проявлениях «культуры отмены». Глубокое осмысление связи теоретических установок мыслителей прошлого и явных или неявных практических выводов из них является насущной задачей современной эпохи. Новизна темы обусловлена тем, что влияние Беркли на американскую культуру сегодня начинает рассматриваться в новом свете: в связи с проявляющимися в ней сегодня острыми противоречиями. В XVIII веке в Британии получает распространение физико-теология — историческая разновидность естественной теологии, опирающаяся на механику Ньютона. В рамках этого течения развивается доказательство существования Бога, за которым благодаря Канту закрепилось название физико-теологического. Кант формулирует это доказательство очень кратко, переходя от «многообразия, порядка, целесообразности и красоты» природы к существованию ее Творца. Однако столь краткое изложение аргумента не отражает всего богатства содержания, которое ему придавали его сторонники. Одним из авторов собственной оригинальной версии физико-теологического аргумента является Джордж Беркли. В его изложении аргумент предполагает, что видимый мир — это речь Бога, и взаимодействие с миром может вести к общению с Богом. Аргумент Беркли в деталях предполагает иерархическое устройство мира, в том числе и социального. Наиболее подробно физико-теологическое доказательство Беркли изложено в его работе «Алкифрон», которую он написал во время своего пребывания в Америке в 1729–1731 гг. Во время своего пребывания в Америке Беркли активно проповедовал и взаимодействовал с американскими интеллектуалами. Одним из друзей и корреспондентов Беркли был Сэмюель Джонсон, на которого ирландский философ оказал существенное влияние. Однако возникновение в Америки идеализма современного, берклианского типа связано с именем Дж. Эдвардса, который пришел к подобного рода онтологической теории независимо от Беркли, хотя и чуть позднее последнего. Многие исследователи считают Эдвардса самым крупным американским философом XVIII века. Его теологический и проповеднический талант позволил ему стать одним из лидеров Великого пробуждения. Свои идеалистические идеи Эдвардс сформулировал уже в ранних, подростковых заметках, опубликованных впоследствии как «The Mind». Уже там он пытается обосновать бытие Бога, связывая последнее с необходимостью обоснования атомизма. В своей поздней философии, однако, Эдвардс обращается не к естественно-научному, а исключительно религиозному способу обоснования теизма. Его эвиденциализм в эпистемологии предполагает, что хотя представление о Красоте, основополагающее для теологии Эдвардса, является базовым для всех людей и является правильным содержанием первоначального понятия о Боге, остальные религиозные убеждения происходят из свидетельств опыта, в котором мы опять же обнаруживаем Красоту. Так, благодаря фактически семиотической природе мира, мы можем заключить к бытию Бога. Мы сможем осуществить такое доказательство, если особым образом настроим свой ум. Предполагается, что, в вопросе о доказательстве бытия Бога, именно версия физико-теологического аргумента Беркли в сочетании с оригинальными идеями Эдвардса была воспринята американскими философами: как необходимую часть этого доказательства они предполагают многоплановую явленность Бога в мире, не сводящуюся к гармоничности механических законов. В итоге доказательство такого типа получает мистический уклон и находит неожиданное развитие в мысли прагматиста и религиозного философа-идеалиста XIX века Чарлза Сандерса Пирса. Многие историки философии согласны, что это крупнейший философ, который был рожден в Новом свете. Так это или нет, но несомненно, что религиозные мотивы пронизывают творчество Пирса с первых набросков, написанных в конце 1850-х, до последних работ, созданных начале ХХ века. Среди них выделяются обоснование возможности Богопознания (против И. Канта), критика аргумента против чудес Д. Юма и оригинальное доказательство бытия Бога, опубликованное Пирсом в конце жизни. Последнее имеет уже мало общего с классическими доказательствами бытия Бога, скорее напоминая логически упорядоченную медитативную практику. Также будет исследовано предположение о том, что влияние Беркли на Американскую культуру на этапе ее формирования привело к закреплению определенной социальной иерархии, включающей рабство, и связано это было именно с особенностями философской теологии Беркли. Это культурное влияние, итоги которого мы наблюдаем сейчас в виде «культуры отмены».
The problem of the project mainly concerns the history of philosophical theology, but it is also important for understanding modern culture. The project will explore the impact of George Berkeley's ideas about the physico-theological demonstration of the existence of God on the American philosophical theology of the XVIII and XIX centuries and on American culture in general. This problem is relevant for the history of philosophical theology, as well as for the study of problematic aspects of modern culture. In the details of the philosophical doctrines of Modern times, lie the seeds of the problems we face today. In this case, we are talking about the philosophically and theologically justified support for a certain type of social hierarchy, including slavery, the results of which we see today in the manifestations of the cancel culture. A deep understanding of the connection between the theoretical attitudes of the thinkers of the past and the explicit or implicit practical conclusions from them is an urgent task of the modern era. The novelty of the topic is due to the fact that the influence of Berkeley on American culture today is beginning to be viewed in a new light: in connection with the acute contradictions that are manifest in it today. In the 18th century, physical theology, a historical form of natural theology based on Newtonian mechanics, became widespread in Britain. Within the framework of this trend, the demonstration of the existence of God develops, which, thanks to Kant, was assigned the name of the physico-theological one. Kant formulates this proof very briefly, moving from the "diversity, order, expediency, and beauty" of nature to the existence of its Creator. However, such a brief statement of the argument does not reflect the richness of content that its supporters gave it. One of the authors of his own original version of the physico-theological argument is George Berkeley. In his presentation, the argument suggests that the visible world is the speech of God, and interaction with the world can lead to communication with God. Berkeley's argument assumes in detail the hierarchical structure of the world, including the social one. The most detailed physical and theological proof of Berkeley is given in his work "Alciphron", which he wrote during his stay in America in 1729-1731. During his time in America, Berkeley actively preached and interacted with American intellectuals. One of Berkeley's friends and correspondents was Samuel Johnson, who was greatly influenced by the Irish philosopher. However, the emergence of modern, Berkeley-type idealism in America is associated with the name of J. Edwards, who came to this kind of ontological theory independently of Berkeley, although a little later than the Irish philosopher. Many researchers consider Edwards the greatest American philosopher of the XVIII century. His theological and preachy talents enabled him to become one of the leaders of the Great Awakening. Edwards formulated his idealistic ideas in early, adolescent notes, later published as "The Mind". Already there he tries to justify the existence of God, linking the latter with the need to justify atomism. In his later philosophy, however, Edwards turns not to the natural and scientific phenomena, but exclusively to the religious way of justifying theism. His evidentialism in epistemology suggests that while the notion of Beauty, which is fundamental to Edwards' theology, is basic to all people and is the correct content of the original concept of God, the rest of the religious beliefs come from the evidence of experience, in which we again discover Beauty. Thus, thanks to the semiotic nature of the world, we can conclude to the existence of God. We can carry out such a proof if we set our minds in a special way. It is assumed that, in the question of proving the existence of God, it is the version of the physico-theological argument of Berkeley, combined with the original ideas of Edwards, that was accepted by American philosophers: as a necessary part of this demonstration, they assume a multidimensional manifestation of God in the world, not reduced to the harmony of mechanical laws. As a result, the proof of this type gets a mystical bias and finds an unexpected development in the thought of the pragmatist and religious idealist philosopher of the XIX century, Charles Sanders Peirce. Many historians of philosophy agree that this is the greatest philosopher who was born in the New World. Whether this is true or not, there is no doubt that religious motifs permeate Peirce's work from the first sketches written in the late 1850s to the last works created in the early twentieth century. Among them are the justification of the possibility of knowledge of God (against Kant), the criticism of the argument against miracles by Hume and the original proof of the existence of God, published by Peirce at the end of his life. The latter has little in common with the classical proofs of the existence of God, but rather resembles a logically ordered meditative practice. We will also examine the assumption that Berkeley's influence on American culture at the stage of its formation led to the consolidation of a certain social hierarchy, including slavery, and this was due precisely to the peculiarities of Berkeley's philosophical theology. This is a cultural influence, the results of which we are now seeing in the form of a cancel culture.
Будет реконструирован физико-теологический аргумент Беркли в пользу бытия Бога. Реконструкция будет опираться на анализ философии языка Бекрли и его теории моральной ответственности. Будут проведен анализ того, в какой степени берклианский Бог обладает атрибутами и предикатами, традиционно приписываемыми христианскому Богу. Будет реконструирована аргументация Джонатана Эдвардса в пользу бытия Бога. Будет проанализировано, в какой мере аргументация Эдвардса является рациональной и подходит под рубрику физико-теологического доказательства. Работа будет проведена с опорой на первоисточники и широкий круг комментаторской литературы.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Проблема доказательства бытия Бога в англо-американской философской теологии XVIII-XIX вв. |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Проблема доказательства бытия Бога в англо-американской философской теологии XVIII-XIX вв. |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".