ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Разработка теоретико-методологических основ и проведение эмпирического исследования малой группы как многоуровневого группового субъекта
The phenomenon of many levels of group subject is stll not enough researched in social psychology and requires to perform the study of its conceptual and methodological framework. An empirical study of actualisation of the multilevel group subject develops a new model of group behavior, collaboration and communication in a small social group. As a research method for multilevel actualization social psychological properties of smalll social group we used socio-psychological experiment in its two varieties – both natural and laboratory. We found that actualization of multilevel group subject is related to the level of subject development group. Effectiveness of actualization is provided by the flexible and appropriate change in the interaction of group members.
Концепция многоуровневого группового субъекта
Теория надежности малых социальных групп в экстремальных условиях
Исследование актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях осуществлено нами в рамках предложенного нами динамического подхода. Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии» (1927). В соответствии с этим подходом динамика события не связывается с изолированным объектом, а зависит от условии, в которой происходит событие. Динамика конкретного процесса должна выводиться из связи конкретного объекта с конкретными условиями, и, поскольку дело касается внутренних сил, многочисленных связей различных функциональных систем, которые образуют объект. Свойства и структура объекта важны и при динамическом подходе, но более важной считается условия, а не объект. Для исследования динамики важным становится не абстрагирование от условий, а отыскание тех условий, в которых детерминирующие факторы целостной динамической структуры проявляются наиболее отчетливо. По мнению К. Левина, определенные условии обладают «методологическим преимуществом» и, насколько это возможно, устанавливаются экспериментальным путем. Кроме того, вся условия изменяется вместе с процессом, изменяя величину и динамику векторов, которые в данный момент определяют динамику. Исследование группы как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретных социальных условий и собственно группы. Группа, как субъект жизнедеятельности, способна проявить себя в полной мере лишь при полной, предельной реализации своих возможностей. В качестве ведущего метода исследования актуализации социально-психологических свойств многоуровневого группового субъекта был использован социально-психологический эксперимент в двух его разновидностях – естественный и лабораторный. Главным из был избран естественный эксперимент, дополненный лабораторным экспериментом, что позволило выделить изучаемые психологические явления «в чистом виде» и уточнить данные, полученные в естественном эксперименте. В лабораторном эксперименте в качестве основного приема исследования было использовано моделирование совместной деятельности группы с помощью аппаратурных методик. Применение аппаратурных методик в качестве одного из этапов реальной деятельности групп позволило обеспечить повышение экологической валидности данных исследования. Общий замысел экспериментального исследования состоял в том, чтобы, помещая группы с различной степенью актуализации субъектного развития группы в оптимальные, напряженные и стандартные ситуации совместной групповой деятельности (т.е. манипулируя независимой экспериментальной переменной), установить причинно-следственные связи, актуализирующие многоуровневость группового субъекта. Связь между гипотетической причиной и гипотетическим следствием должна проявляться в различных качественных и количественных изменениях основных показателей процесса актуализации группового субъекта в напряженных, оптимальных и стандартных ситуациях. В результате осуществления эмпирического исследования были выявлены заметные различия в уровне развития групповых субъектов до введения социального обучения и после. Было выявлено развитие групповых параметров, таких как направленность активности, организационное единство, интеллектуальное единство, эмоциональное единство, волевое единство, подготовленность. Выдвинутые нами гипотезы подтвердилась в той части, что свойства группового субъекта в различных социальных условиях актуализируются в определенном диапазоне показателей жизнедеятельности. Более того, в одних социальных условиях групповой субъект максимально актуализирует собственные социально-психологические свойства, а в других – на более низком уровне, порой - на минимально возможном. Кроме того, уровень актуализации группового субъекта обусловлен уровнем ее субъектного развития. Эмпирически подтвердились данные о том, что разные качества совместной деятельности у одной группы могут актуализироваться в различной степени. В этой тенденциях проявляется своеобразие, «индивидуальность» группы, которая в разные моменты своей жизнедеятельности актуализирует свои психологические свойства на разных уровнях, что позволило констатировать актуализацию многоуровневости группового субъекта в различных социальных условиях. Актуализация группового субъекта классифицирована нами как эффективная, неэффективная и смешанная. Смешанный типа актуализации группы предполагает наличие в ней значительных вариаций: в определенных социальных условиях групповой субъект может актуализировать свои групповые свойства эффективно, в других проявляет более низкий уровень актуализации. Таким образом, цель проекта была достигнута, задачи исследования (методологические,теоретические, методические и эмпирические) успешно решены.
КГУ | Соисполнитель |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2013 г.-31 декабря 2014 г. | Социально-психологические проблемы актуализации многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".