ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Актуальность проекта определяется, с одной стороны, недостаточным уровнем изученности вопросов транспортной обеспеченности и связанности регионов Сибири и Дальнего Востока, а с другой – геоэкономическим и геополитическим значением этих макрорегионов для развития российского государства. Фундаментальной проблемой освоения территории Сибири и Дальнего Востока является вопрос необходимого уровня их транспортной освоенности. Лимитирующими факторами транспортного освоения выступают различные зональные и азональные факторы: климатические условия, рельеф, характер растительно-почвенного покрова, распространение мерзлотных явлений, заболоченность и др. В итоге приоритет получают экономически оправданные связи, имеющие преимущественно межрегиональное и страновое значение в ущерб внутренним и локальным связям. Такая “рационализация” транспортного сообщения находит отражение в пространственной структуре транспортных сетей, уровне их связности и изолированности. Долговременное ухудшение социально-экономической коньюнктуры в 1990-е гг., отказ от субсидирования перевозок и рост транспортных тарифов привели к деградации локальных и региональных транспортных систем и даже к ухудшению качества транспортного сообщения между Сибирью и Дальним Востоком и остальной территорией страны. Ряд районов оказался отрезанным от национальной системы сухопутного сообщения. В рамках проекта впервые будет проведен анализ внутренней и внешней связности транспортной сети такого обширного по своим размерам региона на разных таксономических уровнях. Будет дана оценка влияния экономико-географического положения Сибири и Дальнего Востока (прежде всего по отношению к Центру и соседним странам) и природно -климатических условий на структуру их транспортных систем, топологическую структуру транспортных сетей и пространственный характер транспортной связности их территории.По единой методике будет собрана база данных об интенсивности и характере транспортного сообщения в 9 регионах- ключах. Еѐ анализ позволит провести районирование территории макрорегиона по уровню транспортной связности, выделить изолированные локальные и региональные транспортные системы, а также выявить их основные типы. Результаты проекта будут обнародованы в виде серии статей и докладов на российских и международных семинарах и конференциях. Будут выработаны научно обоснованные рекомендации по решению проблемы ухудшения транспортного в регионах Сибири и Дальнего Востока на качественно новом аналитическом уровне.
The quality of transport communication between Siberia and the Far East and the rest of the country, as well as within the region in the 1990s is sharply deteriorated. A number of areas were cut off from the national system of land communication, decreased the intensity of air traffic. Transport tariffs increased. Local population of many peripheral areas was isolated from the main resettlement zone. Therefore, the study of current transport situation in the regions of Siberia and the Far East, particularly remote or isolated from the main territory of the country is important. It is supposed to study the influence of the geopolitical situation in the structure of the transport systems of Siberia and the Far East, the topological structure of transport networks and spatial character of the transport connectivity of this territory. We are going to allocate isolated local and regional transport systems and to identify their main types, to distinguish the zones by the level of transport connectivity. It is planned to identify the types of land and air transport connectivity in Siberia and the Far East. At the end of the study recommendations to improve transport connectivity level of separate regions and Siberia and the Far East as a whole will be developed. Actuality of the project is determined, on the one hand, insufficient level of knowledge of the issues of transport security and coherence of the regions of Siberia and the Far East, and on the other - geo-economic and geopolitical importance of these macro-regions for the development of the Russia. The fundamental problem of development of Siberia and the Far East is the question of the sufficient level of transport development. The combination of permanent climatic and changing socio-economic factors excludes the universalism in the development of the transport strategy of a particular territory. Limiting factors of transport development are the different zonal and azonal factors: climatic conditions, topography, nature of plant-soil cover, distribution of permafrost phenomena, etc. As a result, priority is given to economically justified connection with predominantly inter-regional and national communications at the expense of internal and local affairs. Such a "rationalization" of transport connection is reflected in the spatial structure of transport networks, the level of connectivity and isolation. Long-term deterioration of the socio-economic condition in the 1990s., refusal of transport subsidies and growth of transportation tariffs led to the degradation of local and regional transport systems and even to the deterioration in the quality of transport communication between Siberia and the Far East and the rest of the country. A number of areas was cut off from the national system of overland communication. In the project internal and external transport network connectivity of such an extensive in its size region at different taxonomic levels will be analyzed for the first time. The impact of the economic and geographical situation of Siberia and the Far East (especially in relation to the Centre and the neighboring countries) and climatic conditions on the structure of their transport systems and the topological structure of transport networks and spatial character of the transport connectivity of its territory will be assessed. Database of the intensity and nature of transportation in the 9 regions-keys will be compiled. Its analysis will conduct the macro-zoning of the level of transport connectivity, to identify isolated local and regional transport systems, and to distinguish their main types.
1.База данных об интенсивности и характере современного транспортного сообщения по 9 регионам-ключам Сибири и Дальнего Востока. 2.Типология отдельных частей и районов территории этих регионов по уровню и характеру транспортной освоенности. 3.Выявление основных типов контактных трансграничных транспортных зон и узлов на юге Сибири и Дальнего Востока. 4.Карты транспортной освоенности, уровня транспортной связности Сибири и Дальнего Востока. 5.Типология отдельных частей и районов территории по уровню транспортной связности. 6.Районирование Сибири и Дальнего Востока по уровню ее транспортной связности и проницаемости. 7.Типология изолированных транспортных систем и очагов в неосвоенной части территории. 8.Практические рекомендации по повышению транспортной связности и уменьшению транспортной изолированности отдельных районов и очагов в Сибири и на Дальнем Востоке.
Участниками научного коллектива ранее был проведен анализ авиатранспортной связности всей территории России, уровня ее транспортной обслуженности, анализ топологических дефектов сухопутной транспортной сети России в целом с использованием методов теории графов. Руководителем проекта разработана методика топоморфологического анализа на основе теории графов(Тархов, 2005). С ее помощью можно оценить уровень пространственной надежности транспортной сети по числу топологических ярусов в циклическом остове, наличию или отсутствию циклов (замкнутых контуров), степени ветвистости древовидных частей сети. Этот анализ станет основанием для картографирования и районирования территории макрорегионов по уровню транспортной связности. Участниками проекта также проводились исследования влияния природных предпосылок, в частности положения относительно моря и других важнейших свойств территории, на транспорт. Эти методы, практика и опыт исследований будут использованы для анализа уровня транспортной связности территории Сибири и Дальнего Востока.
Впервые будет проведена типология отдельных районов Сибири и Дальнего Востока по уровню транспортной связности и изолированности и даны рекомендации по ее изменению для улучшения транспортного сообщения. Исследование даст новое знание о характере и типах транспортной связности и изолированности территории со средним и низким уровнем хозяйственной освоенности,атакженеосвоенныхрайонов.Такимобразом,будутзаложены основы теории транспортного освоения территории с экстремальными природными условиями. Знание конфигурации и связности транспортных сетей необходимо не только для географии транспорта, но и для смежных отраслей социально-экономической географии, т.к. транспорт является важнейшей подсистемой сопряженно функционирующих с ним про странственных структур хозяйства и расселения населения. Изучение пространственного строения экономико - географических объектов способствует созданию объединительной теории пространственной самоорганизации хозяйства и расселения.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 марта 2017 г.-1 марта 2020 г. | Транспортная связность и изолированность территории Сибири и Дальнего Востока |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".