ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Проект посвящен малоразработанной тематике развития средств осуществления познавательной деятельности в условиях применения информационных сервисов Интернета. Поскольку наряду с традиционными текстами (напр., учебниками, книгами, статьями и др.) на Интернет-сайтах размещены и т.н. гипертексты, то опыт показывает, что в поиске, восприятии и структурировании последних активность познающего субъекта играет более существенную роль, чем в случае с традиционными текстами. Приходится признать, что если в ряде исследований показана высокая степень воздействия (и позитивного, и негативного, и нейтрального в психологическом плане) игровых и коммуникативных сервисов на психику, то воздействие информационно- познавательных сервисов практически не изучено. Между тем без проведения исследований, связанных с многообразием способов презентации в сервисах Интернета и самостоятельного поиска человеком (ребенком, подростком, взрослым) информации, опознания ее, селекции и усвоения, превращения в знание для дальнейшего применения в теоретической или практической деятельности, не может планироваться система обучения для будущих поколений. Ведь есть все основания предполагать, что тенденция повсеместного обращения к сервисам Интернета в ходе учебной деятельности будет усиливаться из-за расширения доступности Интернета, развития ориентированных на все группы населения от дошкольников до людей старшего возраста информационных массивов, совершенствования систем самообразования (вплоть до приобретения высшего образования) в режиме онлайн, применения учителями и преподавателями в учебном процессе онлайн-ресурсов, электронных учебников, геймификации образования – развития обучающих компьютерных игр (таковые повсеместно именуются «серьезными» играми: Serious Games). Проблематика опосредствованного Интернетом познания широка и относительно мало разработана, в выполнении основных познавательных действий (так, применительно к использованию программ-браузеров это подбор и добавление либо изменение ключевых слов, выбор существенных и релевантных источников в окне результатов поиска и др.) практическим все являются «самоучками» и действуют методом проб и ошибок из-за исследовательской и методической непроработанности данной проблемы, недостаточного развития школьной информатики. В данном проекте предполагается изучить, каким образом люди справляются с оперированием гипертекстами (т.е. «разорванными» текстами, в которых для продолжения ознакомления с материалом следует нажимать компьютерной мышкой на гиперссылку – т.е. делать «клик» - и принимать решение, кликать ли на все либо только на некоторые предложенные продолжения текста), в то время как их обучали преимущественно работе с традиционными вербальными текстами (книгами, справочниками и т.п.) – их часто именуют линейными, поскольку они развертываются последовательно, без разрывов и без принятия решений, в каком порядке читать фрагменты таких текстов. Проект включает сравнительный анализ процессов чтения (1) с применением скроллинга – последовательной прокрутки экранной страницы или (2) «кликов» на гиперссылки - подчеркнутые, т.е. рекомендуемые варианты продолжения текста. Предполагается изучение указанных двух разновидностей вербальных текстов в условиях ограничения времени и последующий контроль нарративного (в противопоставлении тезаурусному) понимания воспринятого и осмысленного вербального текста методом сторителлинга – самостоятельного составления связного рассказа, опирающегося на прочитанное и усвоенное. С целью изучения особенностей структурирования составленных рассказов предполагается предложить участникам исследования составить из них гипертексты посредством общедоступных программных средств, способствующих оптимизации процессов сторителлинга. В исследовании примут участие взрослые грамотные люди с нормальным зрением. Для контроля феноменов избирательного искажения перцептивных данных, что сопровождается, как показано в современных исследованиях, снижением уровня понятийного обобщения, будет применена усовершенствованная членами исследовательского коллектива методика толкования пословиц. Для изучения паттернов движений глаз участников исследования при чтении традиционных (линейных) текстов будет применена методика ай-трекинга, для хронометража обращений к фрагментам гипертекста будет вестись электронная фиксация всех нажатий на клавиши клавиатуры (keyboard tracing) участников исследования. Поскольку задачей исследования является изучение когнитивных процессов – составления текстов, чтения и понимания, то будет проведено исследование когнитивных стилей испытуемых, в том числе: аналитичность/холистичность, импульсивность /рефлективность, гибкий / ригидный познавательный контроль, полезависимость/поленезависимость. Предполагается, что у обладателей определенных когнитивных стилей и способностей к толкованию пословиц найдет проявление тенденция к применению отличающихся друг от друга способов поиска, восприятия, понимания и переработки вербальной информации, представленной в виде либо традиционного (линейного) текста, либо гипертекста. Итогом выполнения проекта будет серия статей на русском и английском языках.
Проект посвящен малоразработанной тематике развития средств осуществления познавательной деятельности в условиях применения информационных сервисов Интернета. Поскольку наряду с традиционными текстами (напр., учебниками, книгами, статьями и др.) на Интернет-сайтах размещены и т.н. гипертексты, то опыт показывает, что в поиске, восприятии и структурировании последних активность познающего субъекта играет более существенную роль, чем в случае с традиционными текстами. Приходится признать, что если в ряде исследований показана высокая степень воздействия (и позитивного, и негативного, и нейтрального в психологическом плане) игровых и коммуникативных сервисов на психику, то воздействие информационно- познавательных сервисов практически не изучено. Между тем без проведения исследований, связанных с многообразием способов презентации в сервисах Интернета и самостоятельного поиска человеком (ребенком, подростком, взрослым) информации, опознания ее, селекции и усвоения, превращения в знание для дальнейшего применения в теоретической или практической деятельности, не может планироваться система обучения для будущих поколений. Ведь есть все основания предполагать, что тенденция повсеместного обращения к сервисам Интернета в ходе учебной деятельности будет усиливаться из-за расширения доступности Интернета, развития ориентированных на все группы населения от дошкольников до людей старшего возраста информационных массивов, совершенствования систем самообразования (вплоть до приобретения высшего образования) в режиме онлайн, применения учителями и преподавателями в учебном процессе онлайн-ресурсов, электронных учебников, геймификации образования – развития обучающих компьютерных игр (таковые повсеместно именуются «серьезными» играми: Serious Games). Проблематика опосредствованного Интернетом познания широка и относительно мало разработана, в выполнении основных познавательных действий (так, применительно к использованию программ-браузеров это подбор и добавление либо изменение ключевых слов, выбор существенных и релевантных источников в окне результатов поиска и др.) практическим все являются «самоучками» и действуют методом проб и ошибок из-за исследовательской и методической непроработанности данной проблемы, недостаточного развития школьной информатики. В данном проекте предполагается изучить, каким образом люди справляются с оперированием гипертекстами (т.е. «разорванными» текстами, в которых для продолжения ознакомления с материалом следует нажимать компьютерной мышкой на гиперссылку – т.е. делать «клик» - и принимать решение, кликать ли на все либо только на некоторые предложенные продолжения текста), в то время как их обучали преимущественно работе с традиционными вербальными текстами (книгами, справочниками и т.п.) – их часто именуют линейными, поскольку они развертываются последовательно, без разрывов и без принятия решений, в каком порядке читать фрагменты таких текстов. Проект включает сравнительный анализ процессов чтения (1) с применением скроллинга – последовательной прокрутки экранной страницы или (2) «кликов» на гиперссылки - подчеркнутые, т.е. рекомендуемые варианты продолжения текста. Предполагается изучение указанных двух разновидностей вербальных текстов в условиях ограничения времени и последующий контроль нарративного (в противопоставлении тезаурусному) понимания воспринятого и осмысленного вербального текста методом сторителлинга – самостоятельного составления связного рассказа, опирающегося на прочитанное и усвоенное. С целью изучения особенностей структурирования составленных рассказов предполагается предложить участникам исследования составить из них гипертексты посредством общедоступных программных средств, способствующих оптимизации процессов сторителлинга. В исследовании примут участие взрослые грамотные люди с нормальным зрением. Для контроля феноменов избирательного искажения перцептивных данных, что сопровождается, как показано в современных исследованиях, снижением уровня понятийного обобщения, будет применена усовершенствованная членами исследовательского коллектива методика толкования пословиц. Для изучения паттернов движений глаз участников исследования при чтении традиционных (линейных) текстов будет применена методика ай-трекинга, для хронометража обращений к фрагментам гипертекста будет вестись электронная фиксация всех нажатий на клавиши клавиатуры (keyboard tracing) участников исследования. Поскольку задачей исследования является изучение когнитивных процессов – составления текстов, чтения и понимания, то будет проведено исследование когнитивных стилей испытуемых, в том числе: аналитичность/холистичность, импульсивность /рефлективность, гибкий / ригидный познавательный контроль, полезависимость/поленезависимость. Предполагается, что у обладателей определенных когнитивных стилей и способностей к толкованию пословиц найдет проявление тенденция к применению отличающихся друг от друга способов поиска, восприятия, понимания и переработки вербальной информации, представленной в виде либо традиционного (линейного) текста, либо гипертекста. Итогом выполнения проекта будет серия статей на русском и английском языках.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-30 декабря 2017 г. | Познание в информационном пространстве: чтение, понимание и составление гипертекстов и традиционных текстов |
Результаты этапа: | ||
2 | 9 января 2018 г.-28 декабря 2018 г. | Познание в информационном пространстве: чтение, понимание и составление гипертекстов и традиционных текстов |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Познание в информационном пространстве: чтение, понимание и составление гипертекстов и традиционных текстов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".