ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Проект направлен на изучение инновационной области социального познания - коллективной памяти об исторических и политических событиях. Помимо ее актуальности в теоретических исследованиях, разговоры о близких к ней понятиях связи поколений, традиций и пр. постоянно ведутся в рамках многочисленных общественных дискуссий, в том числе на страницах СМИ и в Интернете. В этом контексте в рамках проекта ставится цель проанализировать структурные и динамические характеристики коллективной памяти, опосредованные историко-политическими контекстами прошлого и настоящего, и составить интегральную модель коллективной памяти российского общества. Исследование будет носить комплексный междисциплинарный характер и должно охватить многие значимые социальные группы современного общества (этнические, поколенческие, гендерные, потребительские, городские и сельские общности). В плане методологии исследование планируется использование широкого арсенала как количественных, так и качественных методов с грамотной статистической обработкой. Полученные результаты будут иметь и прикладное значение: их смогут использовать не только психологи, но и социологи, историки, политологи, журналисты. На их основе может быть сформулирован ряд рекомендаций для развития просветительских программ, в том числе, в образовании и в СМИ.
The project is devoted to the research of collective memory about historical and political events, a new area of social cognition sciences. Besides its' relevance in theoretical research, the discourse about social memory, generational interconnection and close subjects is traditional for everyday discussions, including mass media and Internet. In this context the project runs the goal of analyzing structural and dynamical characteristics, historical and political dimensions of the collective memory and creating an integral model of collective memory of Russian society. The research will be interdisciplinary and will involve several social groups of modern society (such as ethnical, generational, gender, consumer, urban etc.). The methodology of the research implies usage of quantitative and qualitative methods with thoroughful statistical analysis. The results will be useful not only for psychologists, but also for sociologists, politicians and journalists. They can be also applied to some educational programs and mass media projects.
Предполагается построение социально-психологической модели коллективной памяти российского общества, раскрывающей политические, этнокультурные, межпоколенческие, экономические и гендерные аспекты формирования памяти о прошлом в различных социальных группах. Модель позволит раскрыть структуры и функции коллективной памяти, ее динамические характеристики и механизмы, а также их взаимосвязь с языковыми практиками. Результаты исследования найдут отражение в ведущих отечественных и зарубежных журналах и материалах для тематических конференций. Итоги научно-исследовательской работы будут подведены в обобщающей коллективной монографии. В 2018 году предполагается выполнить второй этап исследования. В соответствии с поставленными задачами в ходе эмпирических исследований планируется раскрыть взаимосвязь коллективной памяти с психологическими измерениями российской культуры и провести сравнительный анализ восприятия и интерпретации событий прошлого у представителей различных социальных групп. О.А. Тихомандрицкая - В 2018 году планируется изучение гендерных особенностей культурной памяти относительно истории возникновения, исторических персонажей, контекста и традиций празднования таких праздников, как «23 февраля» и «8 марта». В исследовании необходимо будет выявить, какие психологические функции выполняют для гендерных групп (мужчин и женщин) данные праздники ( возможности гендерной идентификации, актуализация гендерных ценностей и гендерных установок, особенности гендерного поведения). В целом планируется изучить, как коллективная память, закрепленная в традициях празднования, в частности, «23 февраля» и «8 марта» связана с феминностью и маскулинностью нашей культуры и общества. Таким образом, будут выявлены механизмы и факторы, поддерживающие уровень феминности/маскулинности (как одного из основных параметров) культуры, связанные с развитием традиций празднования «гендерных» праздников в нашем обществе. Донцов А.И, Федотова С.В. - в 2018 году планируется исследование особенностей восприятия российских гражданских и государственных праздников как элементов картины мира, кроме того, планируется изучение указанных праздников, а также исторических событий, лежащих в их основе, как факторов формирования гражданской идентичности россиян. Мельникова О.Т. - в 2018 году планируется исследование представлений о трапезе (принятии пищи), приуроченной к празднованию официальных и частных торжественных событий. Предполагается рассмотреть динамику представлений о трапезе в течение нескольких десятков лет для разных возрастных и социальных групп, а также проанализировать факторы, определяющие эти представления: социально-культурные, ситуативные, нормативные и др. Фоломеева Т.В. - в 2018 году планируется изучение роли коллективной памяти и исторического контекста в реализации стратегий экономического поведения на примере повседневного и праздничного потребления. Предполагается исследование трансформации представлений о значимых торжествах (личных и общественных), традициях их празднования и подготовке к ним в разных социальных группах, а также анализ психологических функций праздника и празднования для личности, семьи или организации. Рикель А.М. - в 2018 году планируется исследование культурной и коллективной памяти у представителей различных поколенческих групп. В частности, предполагается рассмотреть роль знаковых событий, коллективных праздников, развлечений и особенностей проведения досуга у представителей различных поколений, а так же различия в подходе к развлечениям, обусловленные культурными и социально-психологическими рамками.
В своих работах А.И.Донцов анализирует проблемы взаимоотношений индивида и группы в различных социальных контекстах. В его исследованиях последних лет представлен детальный анализ проблем психологической безопасности и показана высокая роль социиально-культурных и историко-политических факторов в возникновении и поддержании чувства психологического благополучия у различных групп россиян. Были получены данные, указывающие на высокую значимость культурной памяти, в формировании как ощущения безопасности, так и воспринимаемой угрозы, например, у мигрантов в восприятии собственной успешности, в восприятии российскими студентами денег, в эмоциональной оценке рекламных сообщений. Большое внимание уделяется комплексному междисциплинарному анализу феноменологии значимых социальных явлений - например, домашнее насилие над детьми или зависть. Здесь обращение к культурно-исторической перспективе изучения позволяет сделать видмимыми некоторые аспекты межпоколенной трансляции и актуализации установок, ценностей и идеологий, которые выступают в роли инструмента для самоопределения группы и индивида в социально-историческом времени и пространстве. Т.Г. Стефаненко посвятила множество работ изучению психологии культуры и межгрупповых отношений, в которых сформулированы методологические принципы исследований трансляции социокультурно значимого знания в различных исторических и этнических контекстах. Раскрываются характеристики и взаимосвязи социальной идентичности с коллективной памятью. Показано, что коллективная память – это структура представлений о прошлом, в которых коммеморативная плотность различных исторических периодов суть значение, приписываемое обществом различным отрезкам своего прошлого. Одним эпизодам уделяется большее внимание (им посвящено множество литературных памятников, торжеств, ритуалов, традиций и т.д.), а другим, напротив, уделяется незначительное внимание, или же они предаются забвению (коллективная амнезия). Высокой коммеморативной плотностью обладает память, выступающая в символической роли «носителя» травмы социальных изменений сквозь поколения, оказывая трансформационное воздействие на идентичность (что оказывается характерным прежде всего для коллективной памяти репрессированных народов). В.А. Барановой была предпринята попытка исследования коллективной памяти о социальных проблемах в различных группах общества, подробно изучены территориально-поселенческие общности (сельский социум). Особая значимость исследовании территориально-поселенческих общностей состоит в том, что эти группы предоставляют первый опыт группового осмысления реальности, являются важными факторами формирования ценностей, потребностей, установок, личности. Показано, что региональный фактор является важным для анализа влияния культурных факторов, роли семьи как института социализации. В этом контексте предпринята попытка исследования образа жизни группы, характера, традиций, а также потребностей, интересов и настроений, менталитета социальной группы, понимаемого как совокупность типичных для представителей этой группы способов познания мира и демонстрируемых образцов поведения; изучения ценностей и их содержательных характеристик в реальном социальном контексте. Проведено исследование региональной (территориальной) идентичности, факторов, определяющих провинциальную культуру, общинность социальной жизни, преемственность традиций, характерные для деревень, а также механизмов развития психологической разобщенности, ослабления соседских отношений, что характерно для городского социума. Опыт проведения Е.О. Голынчик исследований, использующих в качестве методологической основы теорию социальных представлений, как в рамках диссертационной работы, так и в ходе исследования образа России в многополярном мире будет полезен при планировании и реализации исследования роли коллективной памяти в оценке и переживании современных межнациональных конфликтов. Исследование образа России в многополярном мире продемонстрировало, что историческая память о холодной войне во многом определяет восприятие роли России в современном мире, особенно в качестве одной из сторон международных конфликтов. В рамках нового проекта интересным представляется продолжить изучение этой взаимосвязи, а также выявить роль коллективной памяти и о других исторических событиях при интерпретации конфликтных событий в современном мире. Теоретический анализ проблематики трудноразрешимых межгрупповых конфликтов в современной психологической науке, проделанный Е.О. Голынчик за последние годы, позволяет говорить о значимой роли коллективной памяти в затяжном характере таких конфликтов и сложностях, которые возникают при попытках их разрешения. А серия эмпирических исследований конструирования различных социальных проблем в российских средствах массовой коммуникации позволила продемонстрировать возможности дискурс-анализа при изучении проблематики конструирования представлений о значимых социальных событиях в коллективной памяти российского общества. О.Т. Мельникова показала в своих работах эвристичность качественной методологии в исследовании коллективной памяти как временного аспекта социальных представлений о культурной среде. В диссертациях, защищенных под ее руководством, рассматриваются факторы формирования культурной памяти на уровнях индивидуальных и групповых идентичностей (материнской, профессиональной, экономической, потребительской, внешности). Исследование идентичностей, объединяющих культурную, социальную и индивидуальную перспективы, с позиции дискурсивного подхода выявляют их содержание и структуру. Культурную память можно рассматривать в терминах социальных представлений, как явление, обладающее определенной структурой; представление о культурной среде разделяется членами определенных социальных групп, формируется в процессах межличностной и массовой коммуникации, это представление задает критерии для интерпретации и оценки социального окружения, т.е. обладает всеми характеристиками социальных представлений. В исследованиях О.А. Тихомандрицкой показано, что одной из характеристик культуры выступает гендер как проявление особого рода общественных отношений, существующих между мужчинами и женщинами и как система межличностного взаимодействия, посредством которого создаются и воспроизводятся такие социокультурные категории, как «феминность» и «маскулинность». Поскольку гендер существует и проявляет себя повсеместно, опыт коллективной памяти также неизбежно будет гендерно окрашен. Кроме этого, категории «феминность» и «маскулинность» сами по себе выступают одними из основных измерений культуры (Г. Хофстеде). Таким образом, содержательный анализ категорий «феминность» и «маскулинность», конструирование их в коллективной памяти разных поколений дает понимание не только особенностей гендерных отношений, но и особенностей культуры, в рамках которой они существуют. В частности, категории «феминность» и «маскулинность» предстают как воплощение существующих культурных возможностей (Дж. Батлер). Таким образом, содержательный анализ этих категорий с помощью изучения коллективной памяти поколений показывает те изменения, которые претерпевает культура, их направленность и, одновременно с этим, как культура определяет существующие гендерные каноны, какие задает стандарты поведения, как изменяются гендерные нормы и ценности, что в свою очередь, влияет на особенности идентичности мужчин и женщин, создавая определенное единство в рамках гендерных групп каждого поколения. Т.В. Фоломеевой проведен ряд социально-психологических исследований, раскрывающих социально-психологические аспекты экономического поведения и динамики представлений об общественном статусе в ракурсе коллективной памяти у различных групп. Т.В. Фоломеевой проведено исследование восприятия и реакции на экономическую ситуацию 2014 года, показавшее, что различия в выборе стратегии и конкретных экономических действий москвичей связаны с дифференциацией ведущих ценностей. Т.В. Фоломеевой проведено пилотажное исследование социально-экономических и психологических характеристик современного домохозяйства, выявившее некоторые особенности потребления российского домохозяйства и особенности социализации его членов, связанные с коллективной памятью россиян. Предпринята серия исследований восприятия социального статуса, показавшая наличие поколенческих (возрастных) различий в структуре социальных представлений о социальном статусе и особенностей понимания и атрибуирования социального статуса российской молодежью. Д.А. Хорошиловым разработана оригинальная авторская модель качественной методологии в психологии, позволяющая эвристично анализировать как эпистемологические, так и эмпирические аспекты практики психологических исследований. Им реконструирована историческая логика развития качественных исследований в психологии, определены их философские допущения, фундаментальные методологические принципы, профессиональные критерии оценки валидности и надежности. Предложена поуровневая модель качественного анализа, интегрирующая различные методологические подходы к изучению текста. Предложены проекты эмпирической реализации качественного подхода к исследованиям социального и исторического познания, коллективной и культурной памяти. Рассмотрена специфика философской и научной психологии как форм исторической памяти о душевной жизни человека. В исследованиях С.В. Федотовой было установлено, что одним из значимых элементов картины мира современного человека является социальный статус, который отражает значимость человека для общества и определяет ряд поведенческих и психических аспектов жизнедеятельности человека. Полученные результаты указывают на то, что данный показатель определяется на основании общественно значимых компонентов (доход, образование, должность), которые могут содержать различные индивидуальные проявления и интерпретационные схемы, выработанные человеком в рамках собственного опыта. Установлено, что определение социального статуса также осуществляется в соответствии с эмоциональным отношением, которое вызывает человек. Изучены образы представителей различных статусов, так высокий статус выступает отражением высокой значимости и ценности личности для общества и воспринимающего человека; низкий статус является негативной характеристикой личности индивида; средний статус выступает показателем, в рамках которого человек рассматривается как представитель «нормы». А.М. Рикелем проведена серия исследований, посвященных динамике ценностей и ценностной структуре различных поколенческих групп. Выявлены нарушения в трансмиссии ценностей между поколениями в современном обществе. Описана важнейшая роль коллективной памяти как объединяющего различные поколения конструкта.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Историко-политические факторы трансформации коллективной памяти и идентичности российского общества |
Результаты этапа: За 2017 год был проведен теоретический анализ проблематики коллективной памяти, а также особенностей ее изучения в рамках российского общества. Была подготовлена серия работ, отражающих общую социально-психологическую концепцию по исследованию коллективной памяти. Была проведена серия установочных исследований, позволившая выявить основные направления для дальнейших этапов исследования, в рамках данного этапа был проведен анализ первых эмпирических результатов. Так, в рамках одного из исследований были выявлены этнические различия в феномене идентичности российских армян-москвичей с их же представлениями об этносе турок. Выявлена взаимозависимость этого социального и культурного феномена с исторически имевшим место геноцидом армян, осуществлённым силами турецкого (османского) государства. Представлен глубокий семантический анализ понимания своей и турецкой этнической идентичности российскими армянами, проживающими в Москве. Кроме того, было проведено исследование коллективной памяти о событиях ХХ века Российской истории у респондентов ‒ наших современников, – представителей разных возрастных групп, рода занятий и активности на данном этапе жизненного цикла. В данном исследовании при изучении коллективной памяти научные задачи сформированы вокруг выявления конкретных событий, которые выстраивают и конструируют групповые воспоминания о конкретном историческом периоде. Для исследования использовались ассоциативные и опросные методики, выявляющие субъективную значимость событий исследуемого исторического периода. Для анализа результатов использовался качественно-количественный метод (контент-анализ) и метод прототипического и категориального анализа. Исследование включало два этапа, что позволяло уточнить и дополнить результаты. В исследовании выявлено, что коллективная память актуализирует определенный событийный ряд, составляющий образ России в исторический период ХХ века. В качестве основных событий ХХ века в исследовании выявлены следующие параметры: Революция 1917 года, освоение космоса, Великая Отечественная война, СССР. В ходе исследования были выявлены особенности коллективных воспоминаний о событиях России ХХ века у представителей разных возрастных групп. Анализ содержания коллективных воспоминаний о событиях России ХХ века показал, что оно представлено конкретными событиями и в представлениях респондентов отражает групповую поколенческую специфику отношения к прошлому. Также, в рамках одного из подготовительных исследований, были проанализированы разнообразные проявления индивидуализма и коллективизма у россиян и взаимосвязи данного феномена с особенностями коллективной памяти россиян. Раскрыта методика для выявления особенностей коллективной памяти россиян. Определены степени выраженности индивидуализма и коллективизма в современной российской культуре; выявлены культурные особенности коллективной памяти россиян; выяснены социально-психологические тенденции развития современной российской культуры и их взаимосвязи с особенностями коллективной памяти россиян. Данные исследования позволяют подготовить и второй этап исследования, который планируется реализовать в 2018 году. На основе полученных результатов были подготовлены материалы и тезисы для участия в конференциях. Было сделано 2 доклада, кроме того было выпущено 9 статей, индексирующихся в РИНЦ, 7 статей, индексирующихся ВАК, а также 1 статья, индексирующаяся в Web of Science | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Историко-политические факторы трансформации коллективной памяти и идентичности российского общества |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Историко-политические факторы трансформации коллективной памяти и идентичности российского общества |
Результаты этапа: В ходе реализации всех этапов исследования была выявлена структура социальных представлений о праздничной и семейной трапезе у азербайджанцев и русских, что позволило выявить важные аспекты культурной памяти и психологические механизмы ее формирования, а также выявлены выявить наиболее характерные элементы культурной и коммуникативной памяти. Далее, в ходе анализа феномена социального статуса в условиях трансформации российского общества были выявлены механизмы оценки положения в обществе незнакомого человека, а также определена структура элементов статуса, оценка которых лежит в основании определения статуса. Проанализирована категория поколения и ее связь с концептом исторической памяти, а также осуществлен критический анализ научных оснований изучения понятия поколения. Проанализирован ряд мифов, посвященных стереотипному восприятию поколений. В рамках проекта был проведен обзор современных научных исследований по проблематике этоса трудноразрешимого межгруппового конфликта. Данное понятие позволяет объединить такие категории, как образ конфликта, коллективная память о нем и социальная идентичность членов обществ, втянутых в трудноразрешимый конфликт. Результаты анализа представлены в двух публикациях и двух докладах на научных конференциях. Так же были проанализированы методологические сложности исследований представлений о трудноразрешимом межгрупповом конфликте, количественные методы изучения этоса конфликта, а так же рассмотрены преимущества применения качественной методологии в этой области исследований. Результаты работы представлены в одной публикации. Был проведен цикл исследований представлений об отношениях между Россией и Украиной в текстах из новостных СМИ и интервью молодежи и представителей старшего поколения (детство которого приходилось на период 60-70-х годов прошлого века, то есть до распада СССР). В исследовании использовались качественные методы, а в качестве методологической основы выступала теория этоса конфликта. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".