ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Актуальность. В России в результате антропогенных нагрузок способность природной среды обеспечивать будущее устойчивое экономическое и социальное развитие населения нарушена на значительных площадях. Ограниченность природных ресурсов в ряде регионов становится критическим фактором, сдерживающим развитие как самой промышленности, так и всей социально-экономической системы страны. Ключевой задачей современной экономики является обеспечение все возрастающих потребностей населения планеты при ограниченности ресурсов. При этом гонка за удовлетворением потребностей ведет к росту производства, а соответственно - энергоемкости и ресурсопотребляемости, что приводит к повышению нагрузки на окружающую среду. Проведение природоохранных мероприятий на региональном и, тем более, муниципальном уровне на практике является сложно решаемой проблемой в связи с ограниченными финансовыми возможностями бюджетов. Целью исследования является анализ и выявление наиболее перспективных путей решения социально-экономических проблем экологически неблагоприятных территорий, разработка стратегии по реабилитации кризисных городов и территорий, выявление путей преодоления кризиса бюджетной обеспеченности природоохранных мероприятий. Предполагаемые результаты. Планируются к разработке конкретные меры и рекомендации по их применению, направленные на решение проблем недостаточности бюджетного финансирования экологически неблагоприятных территорий. Будут разработаны рекомендации по организации бюджетного и внебюджетного финансирования природоохранных мероприятий, включая экологический мониторинг. Планируется разработать концепцию софинансирования, экологического страхования и аудита с учетом особенностей построения межбюджетных отношений в Российской Федерации и ограничений, связанных с мораторием на увеличением фискальной нагрузки на бизнес. Научная новизна. Впервые планируется разработка комплекса универсальных мер, направленных на решение социально – экономических проблем экологически неблагоприятных территорий и на достижение финансовой обеспеченности природоохранных мероприятий за счет расширения социальной ответственности бизнеса и разработки форм и методов взаимодействия государства и бизнеса в решении указанных проблем.
Relevance. In Russia as a result of anthropogenic loadings the ability of the environment to provide future sustainable economic and social development of the population is broken on significant areas. The limitation of natural resources in a number of regions becomes the critical factor constraining development of both the industry, and all social and economic system of the country. A key problem of modern economy is ensuring escalating needs of the population of the planet at limitation of resources. Increase in number of the companies and presence of the rights at them in the decentralized adoption of economic decisions leads to aggravation of an ecological situation. Providing a complex of nature protection actions is strategically important task. Holding the specified actions on regional and, especially, municipal level in practice is difficult solved problem in connection with limited financial opportunities of budgets. Research objective is the analysis and identification of the most perspective solutions of social and economic problems of ecologically adverse territories, development of strategy for rehabilitation of the crisis cities and territories, identification of ways of overcoming crisis of fiscal capacity of nature protection actions. Estimated results. The concrete measures and recommendations about their application submitted on the solution of problems of insufficiency of the budgetary financing of ecologically adverse territories are planned to development. Recommendations about the organization of the budgetary and off-budget financing of nature protection actions, including environmental monitoring will be developed. It is planned to develop the concept of joint financing, ecological insurance and audit taking into account features of creation of the interbudgetary relations in the Russian Federation and the restrictions connected with the moratorium on increase in fiscal burden of business. Scientific novelty. Development of a complex of the universal measures directed to the decision socially – economic problems of ecologically adverse territories and is for the first time planned for achievement of financial security of nature protection actions due to expansion of social responsibility of business and development of forms and methods of interaction of the state and business in the solution of the specified problems.
1) Научные положения и выводы, относящиеся к методическим подходам применения экологического аудита, которые позволят дополнить и углубить имеющиеся знания в области обеспечения экологической безопасности регионов. 2) Обобщение принципов экологической этики в предпринимательской деятельности посредством перехода на международные стандарты экологической безопасности. 3) Обоснование причинно-следственной связи интересов бизнеса с природоохранными потребностями стейкхолдеров путем популяризации института экологически ориентированного предпринимательства. 4) Разработка рекомендаций по организации бюджетного и внебюджетного финансирования природоохранных мероприятий, включая экологический мониторинг. Разработка системы софинансирования указанных мероприятий с учетом особенностей построения межбюджетных отношений в Российской Федерации и ограничений, связанных с мораторием на увеличение фискальной нагрузки на бизнес. 5) Представление полученных результатов в виде докладов на конференциях и публикаций в рецензируемых изданиях.
К настоящему времени на основе изучения нормативно – правовых актов, анализа лучших мировых практик, литературных источников и проведения собственных исследований выявлено следующее: 1) В России в настоящее время нет четкой продуманной общегосударственной стратегии по реабилитации кризисных городов и территорий, отсутствуют отлаженные механизмы координации принятия решений, очевидной является бюджетная недостаточность финансирования природоохранных мероприятий, на практике преимущественно используются налогово-бюджетные инструменты регулирования природоохранной деятельности. 2) Недостаточность собственных средств региональных и муниципальных бюджетов приводит к невозможности проведения полномасштабных природоохранных мероприятий, включая экологический контроль и прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды. 3) В качестве одного из направлений реализации фискальной политики и потенциала для формирования бюджетов в современной научной литературе рассматриваются экологические налоги. В зарубежной практике экологическое налогообложение является нейтральным для бюджета, не выполняя, как правило, фискальной функции. Выявлена общая неразвитость рынка экологического налогообложения России, систематизированы недостатки существующей в настоящее время системы экологического налогообложения. 4) Проанализирована концепция расширенной ответственности производителей в отношении сбора и утилизации твердых бытовых отходов, предложенная объединением производителей Рус Пэк. Сделаны выводы о возможности более широкого использования данной концепции
Полученные результаты позволят разработать предложения для улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни населения страны путем внедрения инновационных методик привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов для финансирования проектов, в области обеспечения экологической безопасности регионов. Сформулированные методические подходы и разработка практических рекомендаций по применению процедур экологического аудита позволит уменьшить техногенное воздействие на окружающую среду. Полученные в рамках научно-исследовательской работы результаты будут способствовать соблюдению международных экологических стандартов, совершенствованию природоохранной деятельности, развитию партнерства государства и бизнеса для улучшения экологических показателей регионов, а также повышению образованности населения в области охраны окружающей среды. Будут сформированы новые подходы в развитии взаимодействия власти и бизнеса, направленного на решение проблем государственного недофинансирования природоохранных проектов, реализуемых на эколого-неблагоприятных территориях. Разработанные в ходе реализации проекта, механизмы кооперации бизнеса и государства при реализации природоохранных мероприятий, включая экологический мониторинг, позволят за счет расширения социальной ответственности бизнеса выстроить эффективный алгоритм взаимодействия всех элементов системы государственно – частного партнерства. Недостаточность собственных средств бюджетов бюджетной системы страны приводит к невозможности проведения эффективных полномасштабных природоохранных мероприятий. Планируется, что выработанный в ходе выполнения проекта алгоритм с учетом критического анализа лучших мировых практик будут способствовать разработке предложений по привлечению в регион альтернативных источников финансирования природоохранных мероприятий без увеличения фискальной нагрузки на предприятия, являющиеся потенциальным источником техногенного воздействия на окружающие ландшафты.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2020 г. | Взаимодействие государства и бизнеса в решении социально - экономических проблем экологически неблагоприятных территорий: анализ ситуации и возможные пути решения. |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".