Конвергентное исследование когнитивного развития и анализ больших данных в психологииНИР

Interdisciplinary research of cognitive development

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа:
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа: Проведено кросскультурное исследование структуры взаимосвязей когнитивных характеристик (чувства числа, пространственной памяти и скорости переработки информации) и успешности решения математических заданий учащихся старшего школьного возраста России и Великобритании. Дисперсионный анализ показал статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для всех анализируемых показателей. Регрессионный анализ выявил универсальные когнитивные предикторы успешности решения математических заданий: умение точно устанавливать позицию числа на ментальной линии; умение сравнивать не символически выраженные количества; объем пространственной памяти. В кросскультурном исследовании структуры взаимосвязей между восприятием детьми младшего школьного возраста материнского отношения и интеллектуальными показателями детей на выборках России и Кыргызстана был выявлен статистически значимый эффект фактора принадлежности к государству для интеллектуального показателя и трех аспектов материнского отношения, оцениваемых детьми, – эмоционального принятия, позитивного участия и агрессивной отчужденности. В среднем кыргызские дети воспринимают отношение матерей как более эмоционально принимающее и менее отвергающее, по сравнению с российскими сверстниками. Регрессионный анализ выявил предикторы интеллектуальных показателей: на российской выборке – восприятие ребенком материнского отношения как эмоционально отвергающего; на кыргызской выборке – степень агрессивной отчужденности матери, оцениваемая ребенком. Показано, что вклад этих воспринимаемых аспектов материнского отношения в интеллектуальные показатели ребенка зависит от сложности интеллектуальных тестовых заданий.
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа: Анализа кросс - культурных данных по показателям когнитивного развития, личностных черт, мотивационной сферы и успешности в обучении, направленного на идентификацию индивидуально-психологических факторов успешности в обучении на всем протяжении школьного возраста. В 2020 году анализировались способности к числовой оценке у российских школьников. Была исследована точность числовой оценки у российских школьников с 1 по 11 классы, и были получены результаты, сопоставимые с результатами из других популяций. Результаты текущего исследования устойчивы как по размеру, так и по выборке. Выборка, использованная в настоящем исследовании, включала в себя различные социально-экономические слои и города России. По сравнению с другими исследованиями, оценивающими числовую оценку с помощью задач на числовой линии, текущая выборка охватывала более широкий возрастной диапазон, что позволило провести более полную оценку развития способностей к числовой оценке. Данные, собранные в проекте, в сочетании со сложными статистическими процедурами позволили идентифицировать конкретные показатели когнитивного развития, которые формируют индивидуальные различия в успешности обучения на всем протяжении школьного образования. В частности, показано, что структура связей между когнитивными способностями и успешностью в обучении задается универсальной для всех этапов школьного возраста моделью: скорость переработки информации представляет собой ключевой предиктор интеллекта, рабочей памяти и чувства числа, которые, в свою очередь, вносят вклад в индивидуальные различия в академической успешности. В то же время выявлена специфика взаимосвязей отдельных когнитивных показателей и академической успешности на каждом из уровней школьного обучения. На данных этого проекта рассчитано, что в период от начального до полного уровня общего образования уменьшается размер вклада когнитивных способностей в индивидуальные различия в академической успешности, что связывается с возрастающей ролью в процессе обучения иных, не-когнитивных показателей развития (например, личностные черты и особенности мотивационной сферы).
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа:
5 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа:
6 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Междисциплинарное исследование когнитивного развития
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".