Аэродинамика и тепломассообмен летательных аппаратов и технологических устройствНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
4 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Аэродинамика и тепломассообмен летательных аппаратов и технологических устройств
Результаты этапа: Остапенко Н.А., Зубин М.А., Чайка А.М., Максимов Ф.А. В результате численного и экспериментального исследований структуры течения при симметричном обтекании крыльев с присоединенными ударными волнами на передних кромках установлено, что структура течения в плоскости симметрии крыла, при реализации маховской конфигурации ударных волн, с увеличением угла атаки может претерпевать скачкообразное изменение. В отличии от классического случая с одной особенностью Ферри узлового типа, расположенной в точке излома поперечного контура крыла в плоскости симметрии течения, возникают еще две критические точки: растекания и стекания (вторая особенность Ферри, которая может быть как узлового, так и седлового типа). Во втором случае в вершинах контактных разрывов, выходящих из критической точки по обе стороны от плоскости симметрии, образуются невязкие вихревые структуры (вихревые особенности Ферри). Получены сведения о положении критических точек относительно излома контура крыла в зависимости от его геометрических параметров и числа Маха потока, а также о трансформации топологической картины течения в ударном слое при несимметричном обтекании. Определена область изменения углов атаки и скольжения, где имеет место удовлетворительное согласие результатов расчетов в рамках модели Эйлера и экспериментальных данных о структуре течения в ударном слое. Боголепов В.В., Ермолаев И.К., Сухановская Л.Д. Обоснованы и разработаны конструктивные схемы донных тепловых генераторов (ДТГ), способных создавать донную тягу по схеме частичного подвода тепловой энергии на боковую поверхность кормовой части тела вращения. Предложены и экспериментально исследованы при числе Маха М1 = 3 модели ДТГ с установленными магнитами-кольцами (в полости либо на кормовой части) и горением высокоэнергетической смеси металлических порошков (ВСМП). Изучены теплофизические свойства продуктов горения ВСМП. Показано, что продуктом реакции горения ВСМП является термическая пылевая плазма, скорость выброса плазмы ~ 2190 м/с, температура 19000С, размер частиц от 6 до 180 микрон. Установлено, что при вдуве термитной пылевой плазмы в донную область тела вращения при наличии магнитного поля наблюдается увеличение донного давления в 3 раза по сравнению ДТГ с ТВЭЛ. Отмечено, что зона рециркуляции для модели ДТГ с магнитами-кольцами, установленными на торце, существенно больше, чем зона рециркуляции для модели ДТГ с магнитами-кольцами, установленными в полости тела вращения, т.е. для дальнейших исследований конструктивная модель ДТГ с магнитами-кольцами, установленными на торце, применима как более эффективная. Для получения донной тяги исследованы различные конструктивные схемы ДТГ с оксидно-металлическим порошковым композитом на основе окиси вольфрама, при горении которого образуется пылевая плазма, позволяющая вбрасывать в донную область плазмоиды. Установлено, что для модели ДТГ, позволяющей увеличить время существования плазмоида в донной области до 1.2с, величина донного давления достигает 91.2 % от статического давления в потоке. Для создания донной тяги тел вращения использование плазмоидов из пылевой плазмы является перспективным направлением. Леонтьев А.И., Виноградов Ю.А, Лущик В.Г., Здитовец А.Г., Стронгин М.М., Попович С.С., Макарова М.С., Киселев Н.А. Получены экспериментальные результаты по влиянию формы сверхзвукового канала и поверхности теплообмена на эффективность безмашинного способа энергоразделения высокоскоростных воздушных потоков. С использованием трехпараметрической дифференциальной модели турбулентности проведено численное исследование течения и теплообмена в пограничном слое на пластине и в трубе. Для коэффициента восстановления температуры получена зависимость от интенсивности вдува, аппроксимирующая результаты расчетов, которая согласуется с известными экспериментальными данными. Проведенные расчеты продемонстрировали возможность повышения эффективности теплообменных аппаратов за счет увеличения коэффициента аналогии Рейнольдса в конических расширяющихся каналах, в особенности при малых числах Рейнольдса (меньше 2000), где реализуется подтвержденный экспериментом турбулентный режим течения.
5 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Аэродинамика и тепломассообмен летательных аппаратов и технологических устройств
Результаты этапа: Остапенко Н.А., Зубин М.А., Чайка А.М., Максимов Ф.А. При несимметричном обтекании V-образного крыла потоком с числом М=3 изучена возможность использования установленных ранее критериев существования невязких вихревых структур в ударном слое (Зубин М.А., Максимов Ф.А., Остапенко Н.А. Доклады РАН. 2014. Т. 454. № 3. С. 282-288), порожденных контактными разрывами соответствующей интенсивности, исходящими из точек ветвления головной ударной волны, для контактных разрывов лямбда-конфигурации ударных волн, сопровождающей отрыв турбулентного пограничного слоя под воздействием внутренней ударной волны на подветренной консоли. С использованием результатов численного расчета несимметричного обтекания V-образного крыла идеальным газом, точного расчета точек ветвления ударных волн, а также экспериментальных данных, полученных с помощью различных методов, в частности – специального теневого метода для визуализации сверхзвуковых конических течений, установлено, что при интенсивности контактных разрывов, исходящих из точек ветвления как головной ударной волны, так и лямбда-конфигурации ударных волн, большей порогового значения, над наветренной консолью крыла существуют невязкие вихревые структуры – вихревые особенности Ферри. Боголепов В.В., Ермолаев И.К., Сухановская Л.Д. Величина снижения донного сопротивления существенно зависит от конструктивной схемы ДТГ, газодинамической схемы вдува и способа теплопомассоподвода, а также энергетических и расходных характеристик за счет горения перспективных высококалорийных гетерогенных пиротехнических составов (ПС), новых типов безгазовых ПС и высокоэнергетических композитов (пылевая плазма). Разработана экспериментальная модель ДТГ (донный тепловой генератор) для изучения газодинамической схемы с одновременным подводом тепла как на боковую поверхность, так и в донную область тела вращения. Для увеличения зоны рециркуляции в донной области ко дну тела вращения крепятся магниты – кольца, которые позволяют выбрасывать заряженную пылевую плазму, создаваемую при горении оксидно-металлического порошкового композита, во внешний поток. Продолжительность выброса плазмы увеличена за счет разделения на три части образца, наполненного композитным материалом, с последовательным воспламенением каждой части. При числе Маха М1 = 6 проведены предварительные эксперименты с разработанной моделью ДТГ. Установлено, что при выбросе термитной пылевой плазмы в донную область тела вращения при наличии магнитного поля наблюдается увеличение донного давления в 3.3 раза по сравнению ДТГ с ТВЭЛ. В качестве перспективного варианта исследована возможность применения на нисходящем участке траектории полета тел вращения медленногорящих ПС пульсирующего горения, что позволяет увеличить время действия ДТГ. На основании полученных результатов экспериментов, проведенных при сверхзвуковом обтекании ДТГ, рекомендован ПС на основе сплава алюминия, органического горючего и окислителя с частотой пульсации 7-9Гц и скоростью горении от 1,0 до1,2 мм/сек. Применение такого ПС в ДТГ позволяет снизить донное сопротивление ~ до 80% и обеспечить время работы ДТГ более 65 сек. Виноградов Ю.А., Здитовец А.Г, Попович С.С., Стронгин М.М., Леонтьев А.И., Лущик В.Г., Макарова М.С., Киселёв Н.А. Получены экспериментальные данные по влиянию возмущений, вызываемых кольцевыми ребрами, на эффективность теплообмена и коэффициент восстановления температуры в сверхзвуковом потоке сжимаемого газа. Ребра размещались на 100, 200 и 300 мм длины осесимметричного расширяющегося канала общей длиной 700 мм. Экспериментальные исследования проводились для чисел Маха на входе в канал 1.9, 2.5 и температуры торможения в форкамере 25, 40 и 70̊ С. Получены профили адиабатной температуры стенки и статического давления по длине сверхзвукового канала, а также профили полного давления и температуры торможения на выходе из канала. Сравнение теплогидравлической эффективности канала с кольцевыми ребрами и гладкого канала показало, что осредненный по поверхности коэффициент теплоотдачи практически не меняется под воздействием генерируемых кольцевыми ребрами возмущений, при этом потери полного давления увеличиваются на 5-15%. Проведено численное исследование характеристик течения и теплообмена в цилиндрических, конических расширяющихся каналах и в пограничных слоях сжимаемых газовых потоков с внешними воздействиями, а также исследовано влияние состава теплоносителей на теплофизические и транспортные свойства смеси газов в пограничном слое и тепловую эффективность транспирационных систем охлаждения летательных аппаратов и технологических устройств. С использованием трёхпараметрической дифференциальной модели турбулентности проведено численное исследование пограничного слоя на стенке сопла современного ЖРД для двух способов организации внутреннего охлаждения (завесного и путем подачи охладителя через пористые вставки). Получены интегральные и локальные характеристики течения и теплообмена в пограничном слое сопла. Расчётами подтверждено, что пористое охлаждение является более эффективным по сравнению с завесным: улучшая тепловую защиту стенок, оно позволяет повысить тягу ЖРД за счет уменьшения потерь удельного импульса, связанных с неэффективным использованием части расхода топлива для организации внутреннего охлаждения стенок сопла. Рассмотрены вопросы практической реализации пористого охлаждения углеводородным хладагентом.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".