Анализ теоретических оснований и проведение экспериментов для отбора активного словаря русского языкаНИР

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
3 15 марта 2012 г.-31 декабря 2014 г. Анализ теоретических оснований и проведение экспериментов для отбора активного словаря русского языка
Результаты этапа: На основе подхода была испробована методика тестирования различных типов индивидуального словарного знания у разных групп испытуемых – коренных и некоренных носителей современного языка. Методика продемонстрировала свою эффективность и может быть приложена в практике исследования реального состояния русской лексики у разных носителей языка. Эта методика позволяет объективно оценить распределение и средние характеристики следующих объектов: - активного словаря, - пассивного словаря, - полного словаря (активного + пассивного), - негативного словаря. При этом обнаруживается: - более высокий уровень в каждой из групп общности активных словарей, чем пассивных и негативных; - попарное пересечение активных словарей редко содержит в себе менее 50% слов от каждого из сопоставляемых индивидуальных активных словарей . Это свидетельствует о том, что на уровне индивидуальных активных словарей полноценные носители современного русского языка (одной и той же социальной группы) весьма близки друг к другу. Наличие высокой степени сходства между активными индивидуальными словарями определяет возможность высокой степени взаимопонимания в общении для носителей русского языка; - слова, сосредотачивающиеся в области пассивного и, тем более, негативного словаря, оказываются принадлежащими крайней периферии лексической системы русского языка и по их семантическим, полисемическим, словообразовательным и иным общеязыковым характеристикам; - при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе наблюдается последовательное уменьшение величины пересечения активных, пассивных, полных и негативных словарей; - при этом величина пересечения активных и полных словарей, как правило, доходит до некоторого минимума и для каждой группы фиксируется на своём определённом уровне; - если группа испытуемых относительно однородна, то достижение минимума происходит быстрее (чем в случае с менее однородной группой) и минимум фиксируется на относительно более значительном уровне; - в то же время величина пересечения пассивных и негативных словарей (при последовательном увеличении группы испытуемых с 2 до максимального числа человек в группе), как правило, уменьшается в конечном счёте до нуля. Отметим, что как оценки активных, так и пассивных словарей – это оценки «снизу». Эти оценки активных, пассивных и полных словарей являются вполне реалистическими, они дают представление о том, НЕ НИЖЕ КАКОГО ОБЪЕМА индивидуальные (активные и, в особенности, пассивные) словари у наших испытуемых. Реалистичность этих данных, во‐первых, определяется тем, что каждая из квалификаций знания того или иного слова испытуемыми при обработке результатов тестирования верифицировалась и подтверждалась экспериментаторами. Во‐вторых, это определяется тем, что в качестве источника тестового материала выступало самое большое из опубликованных собраний лексики – «Сводный словарь современной русской лексики» (Рогожникова, 1990). В‐третьих, это определяется случай ным способом отбора тестового списка лексики из данного словаря. При условии, что алфавитный порядок, в котором стоят слова в словаре, является, в основном, случайным для сущностных свойств его слов, этот принцип отбора позволяет получить ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ список для этого словаря (и, видимо, для языка в целом). Вместе с тем, то, что пассивный словарь личности, по данным этих тестов, оказывается в подавляющем числе случаев меньше, чем соответствующий активный словарь, говорит о том, что тестовый список отображает состав словника словаря, явно не полного по набору слов. Как для активного, так и, в большей степени для пассивного словаря полученные нами оценки являются пока оценками «снизу», оценками того, не ниже какого объёма эти словари. Более полные оценки как активного, так и пассивного словарей носителей русского языка смогут быть получены в будущем на основе формирования и использования в качестве генеральной совокупности более полных сводных русских словников. Оригинальный характер предлагаемой программы исследования состоит в том, что существующие в настоящее время системы лексического тестирования ориентированы на решение сугубо практических задач, преимущественно, для аттестации и сопровождения учебного процесса. Глобальные научные и общезначимые практические задачи до настоящего времени при лексическом тестировании носителей русского языка ещё не ставились. Главным в настоящем исследовании является то, что тестирование словарного знания индивидуумов производится на основе тестовых списков (1650, 400 и 100 единиц), базирующихся на максимальном на данный момент «Сводном словаре современной русской лексики», в максимальной степени отображающем различные сферы и слои русского языка. Поставленный в настоящем исследовании комплекс задач в лингвистике ещё не рассматривался. Точно так же, как и не ставилась задача проецирования на всю русскую лексику полученной по тестовому списку границы активного её «ядра», а также пассивной лексики, на полный состав лексики современного русского языка – с целью получения типичного портрета состава этого активного «ядра».

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".