![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Исследуется государственно-частное партнерство как основной инструмент промышленной политики, доказавший свою эффективность в мировой экономике и практике. Изучается механизм такого партнерства и положительный опыт зарубежных стран в его практической реализации. Выявляется инвестиционная активность государственных и предпринимательских кругов в зарубежных странах, прежде всего в «пилотных», «прорывных» проектах. Анализируется готовность отечественного бизнеса вступать в деловое партнерство с государственными организациями.
Public-private partnership as the main instrument of industrial policy, proved its effectiveness in the world economy and in practice, is investigating. The mechanism of this partnership and the positive experience of other countries in its implementation is analyzing. The investment activity of government and business circles in foreign countries, especially in the "pilot", "breakthrough" projects, reveals. The readiness of Russian business to enter into a business partnership with government organizations is investigating.
Проанализировать формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в мировой практике, области применения ГЧП в России и в ряде зарубежных стран. Определить особенности развития ГЧП в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Рассмотреть основные типы контрактов ГЧП в российском законодательстве. По результатам исследований планируется подготовка докладов на конференциях, включая Ломоносовские чтения, публикация статей в высокорейтинговых журналах и сборниках материалов международных конференций. Результаты исследований уже используются и будут использоваться в учебном процессе.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России |
Результаты этапа: Проанализированы формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в мировой практике. Выявлены области применения ГЧП в России и в ряде зарубежных стран. Рассмотрены основные типы контрактов ГЧП в российском законодательстве. Определены особенности развития ГЧП в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. | ||
3 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России |
Результаты этапа: Исследования на данном промежуточном этапе были направлены на выявление сущностных характеристик инновационных государственно-частные партнерств (ИГЧП) на примере инновационных ГЧП в США и в передовых восточно-азиатских странах АТР. Результатами исследования ИГЧП США стали следующие выводы: (1) повышенные риски проведения радикальных инноваций являются фактором усиления кооперации участников НИС (бизнеса, государства, университетов) в форме ИГЧП; (2) на примере США доказана растущая роль ИГЧП в разработке и внедрении NBIC-технологий, повышении конкурентоспособности ТНК США на мировых рынках высокотехнологичной продукции; (3) доказана необходимость использования ИГЧП для решения наиболее актуальных задач реформы НИС США и ускорения экономического роста экономики; (4) выявлены барьеры инновационного развития и методы их преодоления. Исследование ИГЧП в передовых восточноазиатских странах АТР показало, что: (1) ИГЧП как форма взаимодействия университет-бизнес-государство явилась важным средством подключения бизнес-структур к инновационной составляющей модернизации экономик этих стран; (2) развитие ИГЧП позволяет этим странам частично преодолевать ограниченность рыночных механизмов в решении таких задач, как привлечение инвестиций в высокорисковые инновационные проекты, направление инновационных ресурсов в депрессивные регионы; (3) изучение опыта передовых восточноазиатских стран АТР позволило обосновать вывод, что объединение инициатив федеральных и местных властей с возможностями университетов и усилиями частного бизнеса вносит решающий вклад в формирование эффективных зон территориальной концентрации инновационного потенциала, трактуемых как полюса конкурентоспособности. Исследование особенностей ИГЧП Россией привело к выводу о наличии в России потенциала для активизации использования ИГЧП в целях создания радикальных инноваций, необходимости творчески использовать положительный зарубежный опыт, важности не только копировать направления разработки NBIC-технологий других более развитых стран, но и сокращать посредством ИГЧП технологическое отставание, переходя к технологиям шестого технологического уклада. Россия может через ИГЧП строить новые технологические «мосты» между укладами, модернизировать структуру своей экономики. Выявлены: сущностные особенности ГЧП в инновационных программах; нано-био-новых информационных когнитивных технологий; механизмы и формы инновационных ГЧП; направленность инновационных ГЧП на достижение трех целей: (1) создание общенациональной системы циркуляции знаний путем сотрудничества университет + бизнес + государство; (2) укрепление потенциала университетов на базе кооперации с частным сектором; (3) развитие человеческих ресурсов. Степень внедрения. Результаты исследований нашли отражение в публикациях статей в высокорейтинговом журнале и сборнике материалов международных конференций, в одной защищенной и одной принятой к защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Результаты исследований используются и будут использоваться в учебном процессе по мере их обновления. | ||
4 | 1 января 2017 г.-31 января 2017 г. | Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России |
Результаты этапа: Исследования по заданной тематике НИР продолжены. По итогам исследований опубликованы 5 статей (Клавдиенко В.П., Лучко М.Л., Ляменков А.К., Чихун Л.П.), глава в монографии (Ляменков А.К.), прочитан доклад на международной конференции (Ляменков А.К.), защищена диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук (Фролов А.В.). Выявлены: направления структурного реформирования высшего образования в интересах ускорения развития промышленности РФ, то есть реализации так называемой концепции «Новой индустриализации», а также направления адаптации российского высшего образования к мировым тенденциям в области подготовки кадров для ускорения промышленного экономического роста на базе развития инновационных и радикальных инновационных ГЧП; первостепенные меры государственного стимулирования инновационных разработок высшей школы, направленные на общий рост экономики на базе внедрения новейших прорывных технологий нового поколения; существенное изменение позиций компаний из континентального Китая в мировой экономике; активная скупка китайскими компаниями стартапов и других высокотехнологичных активов за рубежом и обоснован общий вывод, что таким образом, происходит превращение китайских международных компаний в глобальных игроков современной экономики. Обозначены характерные черты ГЧП в национальных инновационных системах, исследованы механизмы стимулирования высшего образования в инновационных целях, исследован мировой опыт по данному направлению с целью использования его для России. Установлено, что с помощью деривативов происходит постоянная «переупаковка» рисков по все новым финансовым инструментам, которые, в результате, попадали тем участникам рынка, которые имели очень отдаленное представление и о состоянии самих базовых активов, порождающих риски, и об операционных и кредитных рисках институтов – посредников в рамках данного процесса. Доказано, что: на рынке деривативов в полной мере проявился эффект, обозначаемый в классической литературе по финансам как моральный риск его участников; в настоящее время сохраняется потенциал системного риска со стороны деривативов для мировой экономики, несмотря на пристальное внимание государственных регуляторов к данному сегменту рынка. Сформулировано предложение ограничить системный риск деривативов путем осуществления государственного регулирования данного сектора финансового рынка (восполняя провалы рыночного саморегулирования), при активном участии правительства и денежных властей, в том числе используя механизмы партнерства государства и бизнеса. Показано, что государство через механизмы государственно-частного партнерства в состоянии содействовать повышению эффективности национальных гетерогенных фирм на отраслевых рынках, следовательно, они получают возможность выступать экспортерами и прямыми инвесторами за рубеж. Предложено решать вопрос, можно ли считать самостоятельной детерминантой национальных конкурентных преимуществ деятельность правительств стран базирования компаний, посредством инструментов государственно-частного партнерства. | ||
5 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".