ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Цель данной работы – изыскания путей дальнейшего развития университетов в условиях международной конкурентоспособности.
Currently, the international competitiveness of the university is studied through a variety of research tools. Among them, sciencemetry (the publication and innovation activity in general and for individual scientific fields, individual researchers and entire scientific schools), measuring the quality of education, peer review (academic and from employers), social measurement and internationalization, budget and university profitability. In 2017, within the scientific theme, work was carried out in each thematic segment; interaction with international rating agencies QS, THE, domestic rating groups of the "Expert RA", the International Information Agency "Interfax" on adjusting and changing the methodology of rating, on clarifying the performance indicators of Moscow State University named after MV Lomonosov. Lomonosov, taken into account in global, regional (CIS countries, BRICS), national, general and subject ratings of universities. The staff of the Institute collected and prepared MSU materials for presentation to the global international ratings of QS and THE. The analysis of MSU's participation in global university rankings over the past three years has shown the strengthening of its international competitiveness in the world.
Определить структурные модели, оказывающие значимое воздействие на положение университета в глобальных рейтингах. Выявить наукометрические показатели, которые определяют динамику академической деятельности и предопределяют репутацию университета в будущем. Определить корреляционные связи.
Реализация работ по теме НИР опирается на:• имеющийся опыт работы и достигнутые результаты в анализе наукометрических и других показателей университетов, в мониторинговых исследованиях и разработках методических рекомендаций в сфере образования;• публикации сотрудников, в том числе в авторитетных реферируемых журналах, индексируемых в базах данных WOS и Scopus, отраженных в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и в рекомендованном Перечне изданий ВАК РФ;• выступления и доклады сотрудников на международных и российских научных, научно-методических и научно-образовательных форумах, конференциях, съездах, конгрессах, в средствах массовой информации;• данные исследований, в том числе по проблемам национальных и глобальных рейтингов университетов; • опыт участия в организации и проведении национальных и глобальных рейтингов университетов.
Проведенный анализ академической репутации университетов на основе международных наукометрических показателей позволил определить две структурные модели, оказывающие значимое воздействие на положение университета в глобальных рейтингах: базовая и коллаборационная модели репутационного влияния. Внутреннее содержание каждой модели репутационного влияния имеют тесные корреляционные связи. Наукометрические показатели внутри каждой модели тесно связаны между собой, в которых ведущими метриками являются общие показатели публикаций. Вместе с тем, выявленные наукометрические показатели объединяясь в модели, не только определяют динамику академической деятельности, но и предопределяют репутацию университета в будущем. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию образовательной и воспитательной политики вузов в части поиска и поддержки талантливой молодежи, деятельности общественных объединений в сфере образования.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Международная конкурентоспособность университетов |
Результаты этапа: Результаты проведенной НИР в 2017 году были представлены в виде докладов на научных конференциях: «Ломоносовские чтения» (секция «Международная конкуренция университетов»), XX Семинар-конференции Проекта Минобрнауки РФ повышения конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Круглый стол: «Внедрение инструментов Болонского процесса в систему высшего образования Российской Федерации»; Принимали участие в работе V Международного форума вузов. Пленарная дискуссия «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт»; XII Семинар-конференции Проекта Минобрнауки РФ повышения конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Секции: «Предметные рейтинги: расширяя масштабы глобальной деятельности»; «Наукометрические показатели в оценке научных исследований и рейтингах университетов»; презентации Национального рейтинга университетов 2017 года (Информационное агентство «Интерфакс») и другие. Опубликованы в научных журналах 2 статьи и учебное пособие для студентов и аспирантов, специализирующихся в области культурологии, общей социологии, экономической социологии и социологии организации, менеджменту образования, а также подготовлены к публикации в научных журналах 2 статьи, посвященных методологическим аспектам влияния академической деятельности на репутацию университетов и социологическому анализу экономической и социально-политической жизни общества. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Международная конкурентоспособность университетов |
Результаты этапа: В рамках проведения НИР были выявлены прогрессивные технологии и инновационные подходы в олимпиадном движении, формы привлечения иностранных граждан к участию в интеллектуальных соревнованиях. Определены общие принципы организации олимпиад и (или) иных интеллектуальных и творческих конкурсов, механизмы совершенствования организационного и методического уровня олимпиад школьников, а также общие принципы организации получения образования обучающимися, проявившими выдающиеся способности. Установлено, что олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы являются механизмом поиска и выявления граждан, проявивших выдающиеся способности. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию образовательной и воспитательной политики вузов в части поиска и поддержки талантливой молодежи, деятельности общественных объединений в сфере образования. Разработаны типовые регламенты и формы для организаторов олимпиад и иных интеллектуальных состязаний школьников. Определены перспективные направления развития олимпиадного движения как элемента общенациональной системы поиска и поддержки молодых талантов. Проведенный анализ академической репутации университетов на основе международных наукометрических показателей позволил определить две структурные модели, оказывающие значимое воздействие на положение университета в глобальных рейтингах: базовая и коллаборационная модели репутационного влияния. Внутреннее содержание каждой модели репутационного влияния имеют тесные корреляционные связи. Наукометрические показатели внутри каждой модели тесно связаны между собой, в которых ведущими метриками являются общие показатели публикаций. Вместе с тем, выявленные наукометрические показатели объединяясь в модели, не только определяют динамику академической деятельности, но и предопределяют репутацию университета в будущем. В рамках научной конференции «Ломоносовские чтения - 2018» ЦСРО была организована секция «Международная конкуренция университетов» (11 докладов), а также принимали участие в: - разработке материалов для ХI съезда Российского Союза ректоров (26 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге). На съезде обсуждались вопросы развития единого образовательного пространства, построения стратегии научно-технологического развития России, взаимодействия университетов со школами и обществом, а также международные аспекты деятельности российских университетов; - в разработке концепции создания научно-образовательных консорциумов российских вузов, которая нацелена на укрепление единства и повышение качества российского образования; В рамках НИР были подготовлены доклады на международных научных конференциях и форумах, в том числе: на VI Международном форуме вузов «Глобальная конкурентоспособность» (6 июня 2018г.); на Семинар-конференциях проекта Минобрнауки РФ, посвященных повышению конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (круглый стол «Создание и развитие вузовских научных центров мирового значения», секция: «Наукометрические показатели в оценке научных исследований и рейтингах университетов») (7 ноября 2018г.); принимали участие в презентациях и обсуждении результатов Московского международного рейтинга университетов на Международной конференции «Третья миссия университета» (30 ноября -1 декабря 2018г.); «Рейтинга востребованности вузов в РФ – 2018», на круглом столе МИА «Россия сегодня» «Основные тенденции и тренды развития продуктивных университетов» (12 декабря 2018г.) и др. В рамках проекта удалось подготовить публикации в научных журналах и сборниках научных статей, раскрывающих содержание проекта, в том числе в научных журналах, включенных в российский индекс научного цитирования, а также в научных журналах мира, индексируемых в базах данных WOS и Scopus, - больше (10), чем было запланировано (5). Полученные результаты, отраженные в публикациях и материалах информационной базы, использованы участниками НИР в разработке магистерской программы «Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации» по направлению подготовки «Международные отношения». | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Международная конкурентоспособность университетов |
Результаты этапа: В рамках проведения НИР были определены основные проблемы в функционировании и развитии системы образования российского региона, предложены пути их разрешения и разработаны прогрессивные технологии и инновационные подходы в вовлечении талантливой молодежи России в олимпиадное движение, создание оптимальных условий для стимулирования и участие школьников регионов России в интеллектуальных состязаниях, в частности на базе организаций системы высшего образования в рамках научно-образовательного консорциума «Вернадский». Предложены перспективные формы взаимодействия вузов регионов России в рамках консорциум «Вернадский», способствующие изменению существующего территориального распределение талантливой молодежи в части запросов на обучения в столичных вузах. Внедрение практики проведения подобных исследований в регионах, входящих в консорциум «Вернадский», позволит совершенствовать их региональную систему образования и выработать общие механизмы для повышения конкурентоспособности образования. В рамках реализации проекта получена комплексная оценка состояния системы образования региона, выявлены основные проблемы во всех структурных звеньях и на всех ступенях образования, а также определены возможные пути реформирования системы образования конкретного региона (Кузбасс) в направлении повышения качества и конкурентоспособности образования в современных условиях. Основным документом по реализации проекта стала разработка Стратегии развития системы образования Кемеровской области на период 2020–2035 гг. Результаты работы были представлены широкой общественности на Московском международном салоне образования в апреле 2019 г. Теоретико-методологические знания региональной системы образования могут быть использованы, как для реализации оценки эффективности региональной системы образования, так и для комплексного анализа национальной системы образования; могут служить инструментом сравнительного анализа регионов, повышения их международной конкурентоспособности. В ходе проведения работ по определению механизмов поддержки российских школьников за рубежом и мер по продвижению программ дополнительного образования детей за пределами РФ выполнен комплекс аналитических исследований по ключевым задачам и разработаны рекомендации, в том числе: изучен мировой и российский опыт по поддержке школьного образования за рубежом; выполнена оценка численности и географии распределения российских школьников за рубежом; проведена оценка условий различных стран и регионов мира для внедрения программ дополнительного школьного образования, определения приоритетных стран для внедрения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста; разработаны рекомендации по внедрению и продвижению программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста в разных регионах мира. В рамках данного направления были подготовлены публикации в научных журналах и сборниках научных статей, раскрывающих содержание НИР, в том числе в рецензируемых изданиях научного цитирования и в индексируемых в БД Scopus, Web of Science. Полученные результаты, отраженные в публикациях и материалах информационной базы, использованы участниками НИР в разработке магистерской программы «Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации» по направлению подготовки «Международные отношения». |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".