Международная конкурентоспособность университетовНИР

International competitiveness of universities

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Международная конкурентоспособность университетов
Результаты этапа: Результаты проведенной НИР в 2017 году были представлены в виде докладов на научных конференциях: «Ломоносовские чтения» (секция «Международная конкуренция университетов»), XX Семинар-конференции Проекта Минобрнауки РФ повышения конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Круглый стол: «Внедрение инструментов Болонского процесса в систему высшего образования Российской Федерации»; Принимали участие в работе V Международного форума вузов. Пленарная дискуссия «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт»; XII Семинар-конференции Проекта Минобрнауки РФ повышения конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Секции: «Предметные рейтинги: расширяя масштабы глобальной деятельности»; «Наукометрические показатели в оценке научных исследований и рейтингах университетов»; презентации Национального рейтинга университетов 2017 года (Информационное агентство «Интерфакс») и другие. Опубликованы в научных журналах 2 статьи и учебное пособие для студентов и аспирантов, специализирующихся в области культурологии, общей социологии, экономической социологии и социологии организации, менеджменту образования, а также подготовлены к публикации в научных журналах 2 статьи, посвященных методологическим аспектам влияния академической деятельности на репутацию университетов и социологическому анализу экономической и социально-политической жизни общества.
2 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Международная конкурентоспособность университетов
Результаты этапа: В рамках проведения НИР были выявлены прогрессивные технологии и инновационные подходы в олимпиадном движении, формы привлечения иностранных граждан к участию в интеллектуальных соревнованиях. Определены общие принципы организации олимпиад и (или) иных интеллектуальных и творческих конкурсов, механизмы совершенствования организационного и методического уровня олимпиад школьников, а также общие принципы организации получения образования обучающимися, проявившими выдающиеся способности. Установлено, что олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы являются механизмом поиска и выявления граждан, проявивших выдающиеся способности. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию образовательной и воспитательной политики вузов в части поиска и поддержки талантливой молодежи, деятельности общественных объединений в сфере образования. Разработаны типовые регламенты и формы для организаторов олимпиад и иных интеллектуальных состязаний школьников. Определены перспективные направления развития олимпиадного движения как элемента общенациональной системы поиска и поддержки молодых талантов. Проведенный анализ академической репутации университетов на основе международных наукометрических показателей позволил определить две структурные модели, оказывающие значимое воздействие на положение университета в глобальных рейтингах: базовая и коллаборационная модели репутационного влияния. Внутреннее содержание каждой модели репутационного влияния имеют тесные корреляционные связи. Наукометрические показатели внутри каждой модели тесно связаны между собой, в которых ведущими метриками являются общие показатели публикаций. Вместе с тем, выявленные наукометрические показатели объединяясь в модели, не только определяют динамику академической деятельности, но и предопределяют репутацию университета в будущем. В рамках научной конференции «Ломоносовские чтения - 2018» ЦСРО была организована секция «Международная конкуренция университетов» (11 докладов), а также принимали участие в: - разработке материалов для ХI съезда Российского Союза ректоров (26 апреля 2018 г. в Санкт-Петербурге). На съезде обсуждались вопросы развития единого образовательного пространства, построения стратегии научно-технологического развития России, взаимодействия университетов со школами и обществом, а также международные аспекты деятельности российских университетов; - в разработке концепции создания научно-образовательных консорциумов российских вузов, которая нацелена на укрепление единства и повышение качества российского образования; В рамках НИР были подготовлены доклады на международных научных конференциях и форумах, в том числе: на VI Международном форуме вузов «Глобальная конкурентоспособность» (6 июня 2018г.); на Семинар-конференциях проекта Минобрнауки РФ, посвященных повышению конкурентоспособности ведущих Российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (круглый стол «Создание и развитие вузовских научных центров мирового значения», секция: «Наукометрические показатели в оценке научных исследований и рейтингах университетов») (7 ноября 2018г.); принимали участие в презентациях и обсуждении результатов Московского международного рейтинга университетов на Международной конференции «Третья миссия университета» (30 ноября -1 декабря 2018г.); «Рейтинга востребованности вузов в РФ – 2018», на круглом столе МИА «Россия сегодня» «Основные тенденции и тренды развития продуктивных университетов» (12 декабря 2018г.) и др. В рамках проекта удалось подготовить публикации в научных журналах и сборниках научных статей, раскрывающих содержание проекта, в том числе в научных журналах, включенных в российский индекс научного цитирования, а также в научных журналах мира, индексируемых в базах данных WOS и Scopus, - больше (10), чем было запланировано (5). Полученные результаты, отраженные в публикациях и материалах информационной базы, использованы участниками НИР в разработке магистерской программы «Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации» по направлению подготовки «Международные отношения».
3 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Международная конкурентоспособность университетов
Результаты этапа: В рамках проведения НИР были определены основные проблемы в функционировании и развитии системы образования российского региона, предложены пути их разрешения и разработаны прогрессивные технологии и инновационные подходы в вовлечении талантливой молодежи России в олимпиадное движение, создание оптимальных условий для стимулирования и участие школьников регионов России в интеллектуальных состязаниях, в частности на базе организаций системы высшего образования в рамках научно-образовательного консорциума «Вернадский». Предложены перспективные формы взаимодействия вузов регионов России в рамках консорциум «Вернадский», способствующие изменению существующего территориального распределение талантливой молодежи в части запросов на обучения в столичных вузах. Внедрение практики проведения подобных исследований в регионах, входящих в консорциум «Вернадский», позволит совершенствовать их региональную систему образования и выработать общие механизмы для повышения конкурентоспособности образования. В рамках реализации проекта получена комплексная оценка состояния системы образования региона, выявлены основные проблемы во всех структурных звеньях и на всех ступенях образования, а также определены возможные пути реформирования системы образования конкретного региона (Кузбасс) в направлении повышения качества и конкурентоспособности образования в современных условиях. Основным документом по реализации проекта стала разработка Стратегии развития системы образования Кемеровской области на период 2020–2035 гг. Результаты работы были представлены широкой общественности на Московском международном салоне образования в апреле 2019 г. Теоретико-методологические знания региональной системы образования могут быть использованы, как для реализации оценки эффективности региональной системы образования, так и для комплексного анализа национальной системы образования; могут служить инструментом сравнительного анализа регионов, повышения их международной конкурентоспособности. В ходе проведения работ по определению механизмов поддержки российских школьников за рубежом и мер по продвижению программ дополнительного образования детей за пределами РФ выполнен комплекс аналитических исследований по ключевым задачам и разработаны рекомендации, в том числе: изучен мировой и российский опыт по поддержке школьного образования за рубежом; выполнена оценка численности и географии распределения российских школьников за рубежом; проведена оценка условий различных стран и регионов мира для внедрения программ дополнительного школьного образования, определения приоритетных стран для внедрения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста; разработаны рекомендации по внедрению и продвижению программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста в разных регионах мира. В рамках данного направления были подготовлены публикации в научных журналах и сборниках научных статей, раскрывающих содержание НИР, в том числе в рецензируемых изданиях научного цитирования и в индексируемых в БД Scopus, Web of Science. Полученные результаты, отраженные в публикациях и материалах информационной базы, использованы участниками НИР в разработке магистерской программы «Международное образовательное сотрудничество в условиях глобализации» по направлению подготовки «Международные отношения».

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".