ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Стремительное развитие информационных технологий в современном обществе привело к пониманию необходимости осмысления их последствий для жизнедеятельности человека в целой серии междисциплинарных областей – философии, социологии, психологии (например, Степин, Высокие технологии и проблема ценностей, 1997, Рейнголд, Умная толпа: новая социальная революция, 2006, How technology changes everything (and nothing) in psychology. 2008 annual report of the APA Policy and Planning Board, 2009 соответственно). При этом, если традиционно информационные технологии обсуждались как отдельная сфера деятельности (отдельная виртуальная реальность, например, Носов, Виртуальная психология, 2000), как усовершенствование, линейное расширение возможностей человека (Маклюэн, Понимание медиа: внешние расширения человека, 2003), к настоящему моменту становится все более очевидно, что информационные технологии не просто дополняют или расширяют, но опосредствуя все психические процессы и отношения людей (How technology changes everything (and nothing) in psychology. 2008 annual report of the APA Policy and Planning Board , 2009) трансформируют их, становясь в этом смысле «психотехнологиями» (Schimmenti, Caretti, Psychic retreats or psychic pits? 2010). Как следствие понимание культурно-исторического процесса развития человека невозможно без описания того, каким образом это развитие трансформируется в новом социальном контексте, опосредствованном влиянием технологий. Целью проекта является психологических анализ направлений и механизмов трансформации процесса культурно-исторического развития человека (в том числе, трансформации высших психических функций человека) с развитием информационных технологий. Актуальность данного проекта определяется тем, что на фоне широкой распространенности работ, посвященных влиянию информационных технологий на психику человека, практически неизвестны механизмы, по которым внутренний мир и деятельность человека трансформируются под влиянием технического прогресса. На эмпирическом уровне это приводит к доминированию в данной области констатирующих и классификационных работ, а в сфере практики – распространению методов и инструментов, не чувствительных к изменениям в психике человека, вызванным развитием информационных технологий (Livingstone, Haddon, EU Kids Online: final report / LSE, London: EU Kids Online, 2009). Проект предполагает серию эмпирических исследований детерминируемых техническим прогрессом изменений в системе социальных представлений и ожиданий, картине мира и личностных убеждений, психических процессах и структуре деятельности (память, внимание, мышление, общение и т.п.). Впервые ставится задача систематического исследования того, каким образом информационные технологии опосредствуют всю систему представлений и переживаний человека, а также изменяют процессы развития и структуру высших психических функций. С эмпирической точки зрения, новизна определяется выявлением особенностей трансформации в системе социальных представлений, мотивационной, личностно-смысловой, когнитивной и аффективных системах в разном возрасте (взрослые, подростки) и при разных характеристиках пользовательской активности (частота выхода в интернет, продолжительность и т.п.)
В современном обществе понимание культурно-исторического процесса развития человека невозможно без описания того, каким образом это развитие трансформируется в новом социальном контексте, опосредствованном влиянием технологий. Проведенный в рамках проекта в 2014 году теоретический анализ направлений и закономерностей культурно-исторического развития человека в информационном обществе позволил выявить специфические особенности информационных технологий, в сравнении с другими ранее существовавшими технологиями, заключающиеся в несоразмерности их возможностей натуральным возможностям человека, что приводит не только с субъективному "расширению" телесных и психических функций, но и их трансформации. В современном обществе понимание культурно-исторического процесса развития человека невозможно без описания того, каким образом это развитие трансформируется в новом социальном контексте, опосредствованном влиянием технологий. Проведенный в рамках проекта в 2014 году теоретический анализ направлений и закономерностей культурно-исторического развития человека в информационном обществе позволил выявить специфические особенности информационных технологий, в сравнении с другими ранее существовавшими технологиями, заключающиеся в несоразмерности их возможностей натуральным возможностям человека, что приводит не только с субъективному "расширению" телесных и психических функций, но и их трансформации. На модели совладающего поведения было выявлено два возможных вектора такой трансформации: связанные с (1) изменением в системе ресурсов совладания и актуальных трансформаций процессов категоризации трудных ситуаций, и (2) с развитием специфических процессов совладания с возможными рисками самой информационной среды. На основе вторичной обработки данных всероссийского исследования столкновения подростков с онлайн рисками было показано, что интернет можно рассматривать в качестве психологического "орудия", которое присваивается ребенком в процессе интериоризации, опосредствуя развитие психики. Подготовлено четыре научных статьи, а специфические для интернета риски могут выступать как новая социальная ситуация развития подростков. На примере качественного анализа многопользовательской онлайн игры продемонстрированы несводимость такого рода деятельности в интернете к вопросам получения немедленного удовольствия и зависимости (эффективная игра требует сложных процессов планирования и саморегуляции) и важность учета развития процессов общения и динамики эмоциональных процессов в игре.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 апреля 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Трансформация высших психических функций в условиях развития информационного общества (культурно-исторический подход) |
Результаты этапа: Проведен теоретико-методологический анализ направлений и закономерностей культурно-исторического развития человека в информационном обществе, а также выявлены соответствующие трансформации высших психических функций. Рассмотрены обусловленные технологиями изменения в структуре образа мира, деятельности, социальных представлений. Дополнительно к заявленному плану проведено два эмпирических исследования, направленных на отдельные аспекты изменений в культурно-историческом развитии человека в информационном обществе: исследование, посвященное различным векторам изменений в деятельности, совладании и родительской медиации деятельности подростков в Интернете (на основе вторичной обработки данных популяционного российского исследования) и пилотажное качественное исследование изменений в структуре общения в многопользовательских онлайн играх. | ||
2 | 15 мая 2015 г.-15 октября 2015 г. | Трансформация высших психических функций в условиях развития информационного общества (культурно-исторический подход) |
Результаты этапа: | ||
3 | 31 мая 2016 г.-25 ноября 2016 г. | Трансформация высших психических функций в условиях развития информационного общества (культурно-исторический подход) |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".