Применение технологий виртуальной реальности в разработке инновационных методов изучения когнитивных процессов человекаНИР

The use of virtual reality technology in the development of innovative methods for the study of human cognitive processes

Источник финансирования НИР

ФЦП: Федеральная целевая программа, «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Этапы НИР

# Сроки Название
1 18 июня 2012 г.-31 декабря 2012 г. Разработка и апробация программного обеспечения для создания виртуальных сред на основе анализа современных исследований когнитивных процессов
Результаты этапа: В рамках 1 этапа реализации проекта подготовлен аналитический обзор современной научной и методической литературы по теме НИР. В отчете проводится анализ экспериментальных исследований различных когнитивных процессов, проведенных за последнее десятилетие с применением технологии виртуальной реальности. Показано, что их применение позволяет проводить принципиально новые исследования когнитивных процессов человека, а также уточнять данные, полученные при помощи классических инструментариев экспериментальной психологии. Отмечено также, что использование технологий ВР способствует развитию новых междисциплинарных дисциплин, в которых происходит синтез знаний о познавательных способностях человека, наработанных в различных областях знаний. Такие новые направления психологических исследований как инновационное образование, когнитивная информатика, спорт высоких достижений, могут более эффективно развиваться в условиях сложной динамической стимуляции, которая обеспечивается в виртуальных средах. Проведен обзор современных методов исследования когнитивных процессов, включающий психологические, психофизические и психофизиологические параметры регистрации. Отмечены ограничения этих методов, связанные с теоретическими предсталениями о кратковременности протекания когнитивных процессов человека. В ходе анализа выявлены различные методологические особенности исследований, которые проводятся с использованием виртуальных технологий. К основным отличиям следует отнести возможность интеграции нескольких методик, непрерывность регистрации различных показателей в процессе решения когнитивных задач, а также активность наблюдателя при решении когнитивных задач в процессе деятельности. Проведен анализ и обоснование выбора разрабатываемой многофункциональной виртуальной среды, на основании которого были обозначены те направления экспериментальных исследований когнитивных процессов, которые будут проводиться на 2 этапе реализации проекта. Для каждого из направлений были сформулированы проблемы исследования, а также дано обоснование необходимости использования технологий виртуальной реальности для их изучения. Выбор основных напровлений исследований позволил провести разработку и апробацию программного обеспечения, моделирующего сложные динамические виртуальные среды, в том числе и виртуальные среды, симулирующие стрессовые ситуации. Были разработаны и апробированы программные продукты для исследования трехмерных зрительных иллюзий, процессов формирования когнитивных карт пространства, нарушений когнитивных процессов при дисфункции вестибулярного аппарата, пространственного внимания, а также процессов актуалгенеза зрительного образа при инверсии видимого поля. Также были рассмотрены принципы работы CAVE и HMD систем виртуальной реальности, установленных на факультете психологии МГУ имени М,В,Ломоносова в рамках Программы развития МГУ. В ходе реализации проекта было разработано и апробировано программное обеспечение для реализации различных методик регистрации ответов наблюдателя при выполнении когнитивных задач в условиях виртуальной среды. По результатам научно-исследовательских работ, проведенных в рамках проекта, были опубликованы 8 статей в ведущих научных журналах, сделано 9 докладов на международных и отечественных конференциях. На Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ 2012» были представлены доклады студентов и аспирантов, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе данного проекта.
2 1 января 2013 г.-15 ноября 2013 г. Экспериментальные исследования когнитивных процессов на базе разработанных виртуальных средств и внедрение их результатов в образовательный процесс
Результаты этапа: В рамках 2 этапа реализации проекта: Проведено описание различий в эффективности решения когнитивных задач в услових виртуальной среды, моделирующей обычные и стрессовые ситуации. Описаны индикаторы функциональных состояний, включая индикаторы энергетического обеспечения когнитивных процессов (работоспособности), нейрофизиологические и поведенческие индикаторы. Проанализированы экспериментальные исследования когнитивных процессов, проведенные с применением технологий ВР, моделирующих обычные и стрессовые сцены. Показано, что их применение позволяет получать более экологически валидные данные о когнитивных процессах человека, находящегося в стрессовой ситуации. Проведены экспериментальные исследования на основе разработанного и апробированного на первом этапе программного обеспечения, моделирующего сложные динамические виртуальные среды, в том числе и виртуальные среды, симулирующие стрессовые ситуации. Для проведения исследований использовалась система виртуальной реальности CAVE, установленной на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках Программы развития МГУ. Исследования проводились по нескольким направлениям. Экспериментальные исследования когнитивных механизмов формирования трехмерных зрительных иллюзий, включая - исследование эффектов артикуляции в трехмерных иллюзиях светлоты; было показано, что иллюзии значительно ослабевают при внесении признаков глубины в 3D сцену иллюзии. 3D артикуляция фона не влияет на выраженность иллюзии, что позволило переформулировать классическое определение артикуляции, как количество трехмерных объектов различной окраски. - изучение взаимодействия зрительных и звуковых признаков при восприятии 3D иллюзий движения, которое показало, что введение в 3D сцену признаков глубины приводит к уменьшению выраженности послеэффекта движения; однако, введение одновременно двух признаков разной модальности (глубины + звукового сопровождения) выявило обратный эффект – выраженность иллюзии увеличилась. - исследование роли прослеживающих движений глаз в восприятии 3D иллюзий исчезновения; результаты показали, что частота исчезновений целевых стимулов была значимо меньше в условиях, когда глаза отслеживали сонаправленно движущиеся целевые стимулы по сравнению с условием, когда они были фиксированы; не было обнаружено различий в частоте исчезновений для вертикального и горизонтального прослеживания, а также при уменьшении размера апертуры движущейся маски. Экспериментальные исследования когнитивных процессов при нарушении функции вестибулярного аппарата, включая - исследование влияния иллюзии движения собственного тела на процессы зрительного поиска; разработанная нами методика оценки нарушений функции вестибулярного аппарата позволила выявить, что степень нарушений может оцениваться на основе такого параметра движений глаз как различия между минимальной и максимальной величиной длительности фиксаций, наблюдаемых до и после воздействия вращающегося окружения. - исследование взаимодействия центрального и периферического поля зрения при формировании иллюзии движения собственного тела; выявлено, что сновным сигнальным механизмом для оценки иллюзии является компенсаторный механизм вестибуло-окулярного рефлекса; показано, что при регистрации движений глаз во время воздействия вращающегося окружения основным показателем степени нарушений является число морганий; . Экспериментальные исследования процессов формирования когнитивных карт пространства были проведены при помощи среды виртуального лабиринта и разработанного нами метода оценки аллоцентрических когнитивных карт пространства; результаты показали, что оценка общего числа комнат и дверей виртуального лабиринта производится достаточно точно; основные ошибки при формировании когнитивных карт связаны с неверным отображением взаимного расположения комнат, а также с искажениями размеров комнат и местоположении дверных проемов. Экспериментальные исследования процессов пространственного зрительного внимания в 2D и 3D сценах на материале феномена «слепота к изменению». Показано, что выраженность феномена слепоты к изменению в 2D сцене зависит от количества объектов, характера их расположения в пространстве стимула (структурированное или случайное) и типа изменения. Отмечено, что наиболее сложным типом изменения является изменение цвета. Выраженность феномена слепоты для 3D сцен приводит к уменьшению скорости и точности поиска изменений, происходящих в зрительной сцене. По результатам экспериментальных исследований были подготовлены презентационные материалы, отражающие результаты научно-исследовательской работы, для конференций «Ломоносовские чтения 2013», ECVP 2013 (Европейская конференция по зрительному восприятию), 10-го Китайско-германского семинара по нейронаукам и психологии. На Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ 2013» представлены 6 докладов студентов и аспирантов, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе данного проекта. По результатам НИР, проведенных за преиод 2012-2013 г.г. опубликованы 11 статей в ведущих научных журналах, а также научная монография «Психологические механизмы восприятия зрительных иллюзий». М: МАКС Пресс, 2013. 128 с.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".