Аномалии психического развития, их коррекция и психотерапияНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Аномалии психического развития, их коррекция и психотерапия
Результаты этапа: Осуществлен анализ методологических идей, заложенных в создание патопсихологического эксперимента Б.В.Зейгарник. Выделены методологические «оси» для анализа и развития патопсихологического исследования. Показаны перспективность методологии патопсихологического эксперимента, разработанного в московской школе патопсихологии, для дальнейшего развития клинической психологии (доц. Бурлакова Н.С.). Проведен анализ и обоснование единства и взаимосвязи принципиальных положений патопсихологии и психосоматики: предметного поля, способа постановки исследовательских задач, положений синдромного анализа явлений нормы и патологии (проф. Николаева В.В., ст.преп. Арина Г.А., доц. Печникова Л.С.). Продолжено изучение структуры когнитивной дисфункции при шизофрении в динамике. Создан новый методический инструментарий - специализированная шкала оценки автономии для оценки функции автономии амбулаторных и госпитальных больных различной степени тяжести (исп. ст.н.с. Рупчев Г.Е.). II. Аномалии психического развития в детском возрасте Осуществлена дальнейшая разработка модели уровневого развития аффективно-поведенческих комплексов и методики их исследования (доц. Бардышевская М.К.). Изучено восприятие кровной и приемной семьи детьми и подростками с различным опытом эмоциональной депривации, воспитывающихся в различных принимающих семьях: описана ситуация развития, показана специфика восприятия семьи и самоотношения детей в зависимости от опыта эмоциональной депривации, типа опеки и наличия тайны усыновления. Исследованы динамические характеристики мотивации приемных родителей (доц. Печникова Л.С.). Особенности личности подростков с шизофренией, а также подростков с суицидальным и аутоагрессивным поведением изучены с применением ранее разработанной оригинальной модели качественного анализа получаемых данных теста Розенцвейга (доц. Рыжов А.Л.). III. Закономерности формирования расстройств личности: диагностические и психотерапевтические аспекты Подготовлена и находится в процессе издания монография «Клиническая психология утраты Я» (М.: Смысл, 2014/2015) (проф.Соколова Е.Т.). На основе разработанной системно-уровневой модели манипуляции проведено экспериментальное исследование установившее связь произвольных и социализированных форм манипуляции с высоким уровнем перфекционизма, низким уровнем дифференциации когнитивного и эмоционального компонентов ментализации в качестве предикторов хронификации манипулятивного парасуицидального поведения (проф. Соколова Е.Т.) Разрабатывались феноменологические и диалогические аспекты культурно-исторического анализа в клинической психологии на материале: а) отклонений развития самосознания и личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социально-исторических и социально-экономических условиях; б) анализа исторической памяти, социокультурных и психологических механизмов межпоколенческой передачи включенного в нее травматического опыта, участвующих в построении идентичности второго поколения выживших после Холокоста (доц. Бурлакова Н.С.). Осуществлено «психоаналитически-информированное” изучение структуры и динамики защитной организации личности, объектных отношений у пациентов с параноидной шизофренией, шизоаффективным психозом и аффективными расстройствами (доц. Кадыров И.М.). Изучены взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов на материале особенностей психической деятельности больных с расстройствами личности. Возможности разрабатываемого подхода расширены с перенесением его в область дерматологической клиники (проф. Тхостов А.Ш., доц. Виноградова М.Г.) IV. Психосоматика и клиническая психология телесности. В контексте культурно-деятельностной традиции разработана концептуальная модель исследования ценности здоровья в подростковом возрасте как взаимосвязанной системы представлений, эмоциональных установок и регуляторных действий. Предложена операционализация концептуальных положений в виде модели эмпирического изучения роли ценности здоровья у подростков с бронхиальной астмой и их здоровых сверстников (проф. Николаева В.В., ст.преп. Арина Г.А.) Ведется разработка подходов к выделению и описанию синдрома нарушений регуляции эмоций у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Исследование регуляции эмоций у пациентов с ПМК и у больных со стресс-индуцированной гипертонией, в сравнении со здоровыми лицами, показало, что для обследованных больных в целом характерен недостаточный, либо избыточный контроль над побуждениями и эмоциями (избыточность эмоциональной репрессии/слабость эмоционального контроля) и неоптимальность способов разрешения эмоциогенных ситуаций (доц. Первичко Е.И.). Продолжены исследования психологической регуляции физиологических процессов в норме и при психических заболеваниях. Завершено экспериментальное исследование (совместно с ИФ ВНД, лаборатория В.Б. Дорохова) роли мотивации уснуть в регуляции сна хорошо спящих испытуемых. (доц. Рассказова Е.И, проф. Тхостов А.Ш..) V. Культура и патология Проведен анализ влияния технологических расширений человека на трансформацию его натуральных пространственных представлений в когнитивные схемы и изменение “картины мира”. Обоснована возможность интерпретации географических знаний и навыков как знаковых, культурно детерминированных вариантов “высшей психической функции” ориентировки, привязанной не к натуральным, а технологическим способам передвижения. Описан возникающий в условиях технологического прогресса особый гибридный конструкт ориентировки/локомоции, задающий новую топологию культурного тела человека и технологически трансформированную топологию окружающего мира (проф. Тхостов А.Ш.). В рамках направления исследования особенностей идентификации в современном мире в норме и патологии проведен теоретический анализ особенностей идентификации в информационном обществе (проф. Тхостов А.Ш., доц. Рассказова Е.И). Продолжены исследования зависимостей от нехимических агентов (доц. Теперик Р.Ф.), а также разработка новых психотерапевтических технологий в беатотерапии (проф. Спиваковская А.С.).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".