Аннотация:Окончание. Начало см. в журнале «Вестник практической психологии образования» №1 за 2017 год. В основу статьи легла глава 4 из одноимённого ("Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых, и юношеских групп и коллективов") профессионального социально-психологического пособия, которое является научно-методической базой для разного рода практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности с детьми, подростками и юношеством: с 6–7 лет до 21–23 лет. В статье раскрывается микрогрупповая технология (микрогрупповой подход), использующаяся, в частности, в качестве универсального средства осуществления развития психосоциальных (коммуникативных) качеств личности, социально-инклюзивного образования, группового сплочения и социальной адаптации в интерактивных формах — в любого рода группах и небольших коллективах. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диагностика, социально-психологические исследования, учебные группы, микрогруппы, микрогрупповая технология. ПРИМЕЧАНИЕ. Полная версия пособия «Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов» представлена в электронной версии номера журнала на CD-диске.
ПОСВЯЩЕНИЕ ОТ АВТОРОВ: светлой памяти организатора социально-психологической науки Михаила Юрьевича Кондратьева, в контексте научно-практических исследований которого мы методически понимаем диагностику отношений межличностной значимости.