Аннотация:В статье на материалах ГАРФ и ГАХК анализируется значение образовательного потенциала населения страны в обеспечении безопасности российского Дальнего Востока накануне Первой мировой войны. В период между Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой 1914-1918 гг. войнами в Российской империи был реализован целый комплекс военных реформ, направленных на повышение обороноспособности. Однако одних военных мер в век массовых армий для этого было недостаточно. Обращение с современным оружием и война против хорошо образованного противника требовали соответствующего уровня и от русского солдата. Именно поэтому для поднятия общего уровня культуры и грамотности нижних чинов некоторыми военными ещё в ходе Русско-японской войны было инициировано изучение японского опыта всеобщего начального образования с целью его внедрения в России. К сожалению, обсуждение данного вопроса и детальная разработка проекта образовательной реформы сильно затянулись. Рассмотрение в Правительстве началось ещё в 1910 г., а полностью введение всеобщего начального образования в империи планировалось завершить в 1920 г. Однако начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война положила конец существованию Российской империи, так и не сумевшей вовремя провести столь нужную образовательную реформу.