Аннотация:Физиологический стресс - это универсальная реакция организма на различные неблагоприятные воздействия. Физиологическая мобилизация и режим "атаки или бегства" были полезны человеку в природных условиях. Но при цивилизованном образе жизни это разрушительно действует на организм. Цивилизованный человек испытывает особый психологический стресс (избыток информации и контактов с людьми) и гиподинамический стресс. С особой силой оба фактора давят на детей, помещенных в условия школы. Аномальный режим дня, подавление естественной активности, необходимость сосредотачиваться на далеких от жизненного опыта вещах, неадекватное оценивание, негативные эмоции, инфекции и другие факторы снижают уровень здоровья, деформируют развивающееся тело и психику ребенка. Школьный стресс адаптирует ребенка для гиподинамического образа жизни горожанина, переводя организм в состояние "нормальной патологии". Школа более всего учит вести малоподвижный образ жизни в замкнутом помещении. Избыток не соответствующей возрасту и опыту информации, недостаток социализации и двигательной активности невротизирует, создает "синдром отличника", снижающий динамичность ума и практичность. Организм и психика подростка требуют компенсации школьного стресса, склоняя его к экстремальным и делинквентным действиям, а также психоактивным продуктам (алкоголь, табак, наркотики, антидепрессанты). За десятилетие школьного «заключения» формируются соматические патологии, неврозы, негативизм, комплексы неполноценности. Сглаживанию школьного стресса могут способствовать: 1) Ежедневная квота движений, выполняемая за счет любой активности. 2) Активная форма уроков, подобная методике В.Ф. Базарного. 3) Детям, не имеющим страсти или здоровья заниматься спортом, необходимо укреплять растущий организма за счет небольших, но каждодневных тренировок, без стремления к рекордам ("режим для слабаков"). 4) Надо отдавать предпочтение нагрузкам, укрепляющим ноги и сердце. 5) Необходимо поощрять затраченные усилия, а не безошибочность выполнения требований - разнообразной системой оценивания, чтобы не деформировать самооценку и мотивацию. 6) Нельзя требовать от школьников глубокого усвоения информации, адресованной зрелым и опытным людям (особенно в области литературы). 7) Не следует перегружать школьный курс достижениями одноименной науки, стараясь довести всех учащихся до уровня абитуриента. Это дает обратный эффект: массовую некомпетентность и негативизм.