Аннотация:Проблема зарождения портретного искусства в Италии периода Ренессанса рассматривается в статье как следствие появления новых святых в XIII–XV вв. И заказчики искусства, и простые верующие могли присутствовать при их проповедях, знали их в лицо. Таким образом, художники не могли не придавать образам этих недавно канонизированных святых конкретные правдоподобные черты. Святой Бернардин Сиенский — характерный тому пример. Талантливый проповедник, быстро заслуживший любовь своих сограждан, был причислен к лику святых вскоре после смерти. Автор статьи, опираясь на новейшие исследования в области иконографии святых и на классические исследования ренессансной культуры, доказывает значимость феномена «новых святых», а также демонстрирует этапы формирования образа святого Бернардина в живописи XV в., выделяя наиболее ярко проявивших себя при этом мастеров, начиная от Стефано ди Джованни да Кортона (Сассетты) — живописца, которого автор предлагает считать создателем иконографии конкретного святого.