Роль и значение скептицизма в преподавании философиистатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 22 февраля 2019 г.
Аннотация:Мировоззренческое значение вузовского курса философии определяется прежде всего тем, что студентам не только передается определенная сумма теоретических знаний, у них также формируются умения самостоятельно ориентироваться в безбрежном океане философских проблем, идей и учений, созданных различными мыслителями в разные эпохи, анализировать, оценивать и понимать их, вырабатывать собственные убеждения и позиции по важным мировоззренческим вопросам, свой мотивированный взгляд на мир, человека и общество.Формирование этих умений во многом зависит от преподавателя философии, причем - не столько от того, что он расскажет студентам, сколько от того, как он это сделает. Но преподаватель философии, как правило, сам придерживается какой-либо философской позиции, является в большей или меньшей степени приверженцем какого-либо философского учения - он может быть материалистом или идеалистом, рационалистом или иррационалистом, позитивистом или метафизиком, марксистом или экзистенциалистом, может “исповедовать” классическую или неклассическую философию и т.п. (как и преподаватель религиоведения может быть православным или протестантом, мусульманином или буддистом, пиететным атеистом или воинствующим безбожником). Понятно, что философская позиция преподавателя в значительной степени влияет на его деятельность - как на то, что он расскажет студентам, так и на то, как он это сделает, что, в свою очередь, окажет влияние на формирование мировоззренческих ориентиров у студентов; т.е. на преподавателе философии (равно как и на преподавателе религиоведения, истории, социологии и иных социально-гуманитарных дисциплин) лежит, несомненно, бо́льшая моральная ответственность, чем на преподавателе математики, физики, химиии и других естественных наук. Перед преподавателем философии в большей степени, чем перед преподавателем естествознания стоит вопрос о том, как, излагая необходимый для изучения материал, не исказить его, не передернуть, не извратить, или, шире, - как не солгать и не навредить. Автор предлагаемой статьи, много лет преподающий философию в Московском педагогическом государственном университете и изучающий античный скептицизм, предпринимает попытку аргументированно показать, что минимизация возможных мировоззренческих искажений в преподавании философии достижима при условии, как ни странно это прозвучит на первый взгляд, что преподаватель философии придерживается скептической философской доктрины.