Аннотация:Рассматривается феномен открытого образования как проекция модели открытого общества. Ключевое понятие «свобода» раскрывается как свобода выбора образовательных стратегий и содержания образования. Перспективы развития образования связываются с новыми направлениями, свойственными глобализированной культуре информационного общества: трансформациями образовательного процесса, интерактивностью, адаптивностью к уровню подготовленности обучающихся, электронным обучением. Одним из явлений глобализации в образовании является МООС (массовые открытые онлайн-курсы) и обретение нового качества открытыми университетами. В статье вопросы развития открытого образования рассматриваются на примере открытого педагогического университета. В статье применяется методология дискурсивного анализа, раскрывающая связь функционирующих в языке понятий с социокультурным контекстом. Автор опирается на методы моделирования и анализа образовательных систем. Новизна работы состоит в раскрытии феномена открытого образования как явления культуры информационного общества, определении его векторов, перспектив и рисков. В статье определяются перспективы развития образования: большая технологичность, изменения характера коммуникаций (учитель–ученик, ученики–родители, школа–общество, бизнес–образование), появление новых направлений дополнительного образования и реализация идеи образования на протяжении всей жизни.
перспективы развития образования, «Образование-2030», форсайт, массовые открытые онлайн-курсы, открытый университет, информационное общество, открытое образование, открытое общество, открытый педагогический университет, электронное обучение