Аннотация:В ХХ веке сформировалась дошкольная педагогика как научное направление, а это произошло потому, что появилась социальная потребность в дошкольном воспитании, которая в свою очередь явилась результатом распада патриархальной семьи, результатом все большего вовлечения женщин в общественное производство, когда они не могли уделять детям должного внимания и следовать традициям общения с детьми. Детские сады, а затем и детские ясли явились суррогатами семейного воспитания, ставшими со временем привычными и необходимыми. Как это часто бывает, в ХХ веке общественное, государственное внимание к детям пришло на смену гаснущему семейному воспитанию. Семья теряла свою автономность под воздействием общественных изменений. На смену родителям пришла воспитательница, как предполагалось, владеющая научными знаниями и умениями обращения с детьми, точно так же, как на смену родителям приходит учитель. Негативные и позитивные стороны того и другого воспитания рассматриваются в историческом контексте.