Аннотация:Некоторые современные теории предполагают, что ухудшение когнитивного контроля может быть связано с увеличением мощности теменно-затылочного альфа-ритма, хотя не вполне понятно, можно ли это утверждение обобщить на задачи не в зрительной модальности. В данном исследовании была проанализирована мощность предстимульного альфа-ритма в слуховой конденсационной задаче, создающей высокую нагрузку на систему внимания. В эксперименте 1 участники (N = 80) выполняли задачу, в которой предъявлялись четыре тона, каждый из которых имел две отличительные особенности: был либо "низким" или "высоким" (синусоидальный сигнал 500 Гц или 2000 Гц), и либо "зашумленным" либо "чистым" (т.е. с или без наложенного широкополосного шума). Участники эксперимента должны были нажимать одну или другую кнопку в зависимости от комбинации двух отличительных особенностей. Инструкция не налагала ограничений на скорость ответа или на необходимость ответа в случае неопределенности. Мощность предстимульной ЭЭГ анализировалась для трех типов ответа (правильные ответы, ошибочные ответы и пропуски ответа). Пропуски ответа (но не ошибочные ответы) сопровождались более низкими значениями мощности предстимульной ЭЭГ в диапазоне верхнего (11-13 Гц) альфа-ритма.
В эксперименте 2 были совмещены конденсационная задача и классическая методика вероятностного предъявления стимулов (одд-болл): частые дистракторы предъявлялись вместе с четырьмя целевыми стимулами (такими же, как в эксперименте 1). Участники второго эксперимента (N = 47) практически не совершали пропусков ответа, таким образом, значения мощности ЭЭГ были измерены только для правильных ответов и ошибок. Мощность предстимульной ЭЭГ в верхнем (11-13 Гц) альфа-диапазоне была ниже перед ошибками по сравнению с правильными ответами. Мощность предстимульной ЭЭГ в том же диапазоне также постепенно увеличивалась во время предъявления последовательностей дистракторов, разделяющих целевые стимулы. Эти результаты показывают, что отношение мощности альфа-ритма и уровня когнитивного контроля в значительной степени зависит от модальности экспериментальной задачи, и в условиях слуховой задачи на внимание, повышенная мощность ЭЭГ в верхнем альфа-диапазоне может быть индексом увеличения, а не уменьшения уровня когнитивного контроля.