Аннотация:Возникающие на постсоветском пространстве интеграционные объединения могут гарантировать государствам региона сохранение их суверенитета, возможность противостоять разнообразным внутренним и внешним угрозам, вызовам и рискам. Локомотивами интеграционных процессов в постсоветской Евразии стали Казахстан и Россия, и именно на эти две страны ложится основная ответственность за поддержание стабильности в регионе.
Формат Таможенного союза и Единого экономического пространства стал основой для перехода к более высокой ступени интеграции — Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), который подразумевает трансформацию в будущем постсоветского пространства в новый, более влиятельный объект геополитики и качественно иное, по сравнению с СНГ, объединение.
Функционирование союза должно привести к росту товарооборота, увеличению внутренних и внешних инвестиций, помочь переориентации экономики с преимущественно сырьевой модели на высокотехнологичные секторы. Свои особые преимущества должны получить и отдельные страны.
Перед ЕАЭС стоит сложная задача — выдержать конкуренцию с развернутыми на постсоветском пространстве альтернативными проектами: американской программой «Нового шелкового пути», выводящей за скобки региональной экономики и политики Китай и Россию; американским проектом Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership) альтернативным Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС), где позиции Китая достаточно сильны; продвигаемым Турцией совместно с Казахстаном «тюркским проектом»; наконец, с запущенным в 2013 году КНР региональным торговым и транспортным проектом «Экономический пояс Великого шелкового пути». С учетом того, что страны-участницы и цели этого проекта частично совпадают с установками ЕАЭС, они могут взаимно дополнять друг друга, оказывать взаимное содействие, разрабатывая для России, центральноазиатских и кавказских государств стратегию ответа на внутренние и внешние вызовы и риски. Важным инструментом влияния в регионе АТР и Центральной Азии остается и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где Россия имеет уникальную возможность обсуждать с Китаем многие наболевшие международные проблемы.
Само по себе создание ТС и ЕАЭС недостаточно для полноценной евразийской интеграции. Поэтому важно сформировать в Евразии общий рынок, расширить возможности для взаимовыгодных деловых отношений как с отдельными государствами за пределами постсоветского пространства, так и на многосторонней основе — с другими интеграционными объединениями и организациями. В новых геополитических условиях важно выстраивать в Евразии прагматичные равноправные отношения. Это и станет для участников интеграционных процессов гарантией их стабильности.
Ключевые слова: интеграция, СНГ, постсоветская Евразия, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Россия, Казахстан, Экономический пояс Шелкового пути, Китай, Турция.
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ»
Журнал социально-политических исследований
Том 18, Выпуск 2
2015