Аннотация:Противоречивая динамика социальных изменений, обусловленная кризисом ценностных оснований, с необходимостью поставила проблему возрождения русской культуры и российской цивилизации, которая имеет несколько разных аспектов: противостояние Запада и России; формирование стандарта идентичности и принятие нового закона о культуре; определение предметной области русской культуры и российской цивилизации.
В условиях введения экономических санкций против России и обострения социально-политических отношений с развитыми странами СМИ поднимает извечный вопрос о противостоянии Запада, самобытности России и их разными культурно-цивилизационными моделями. Наличие разных идеологем понимания сущности «русского» и «российского» в отечественной истории не способствует целостному восприятию современной русской культуры как основы духовной жизни российской цивилизации, а потому не обеспечивает передачу духовных ценностей от одного поколения к другому, не сохраняет язык нации, не задает жизненные ценности, что и препятствует установлению общественного согласия. Современное социально-гуманитарное знание в своей основе (институциональной, ценностной, методологической и др.) возникло и развилось в лоне западноевропейского общества и культуры, а потому было ориентировано на сохранение и воспроизводство этой исторической системы. На уровне сути это знание создавалось как социально-гуманитарная технология управления, манипуляции и интеллектуального господства как над европейским массовым общественным сознанием, так и над развивающими и малоразвитыми странами, которые были в сфере их геополитических и экономических (материально-сырьевых ресурсов) стратегических интересов.
Поэтому национально-ориентированное знание превращается в своеобразную гуманитарную технологию, призванную не только мобилизовать творческий и общественный социальный потенциал для решения жизненно важных проблем и «прорыва» в будущее, но и заложить основы нового российского обществознания. Такой подход к изучению национальной культуры создает основу для новой системы знаний о России, что особенно важно для подрастающего поколения, поскольку негативное отношение к своему историко-культурному прошлому является глубокой культурной травмой и острым симптомом болезни общества.