Аннотация:Было изучено различие аналитичности–холистичности испытуемых в зависимости от уровня образования родителей. Критерием считалось наличие высшего образования, таким образом, в одну группу попали испытуемые, родители которых получили высшее образование и ученую степень, все прочие варианты относились к категории «нет высшего образования». Проверка проводилась по параметрическому критерию Стьюдента, отличие считалось достоверным при уровне значимости p<0,05. Как можно увидеть, значимых различий в уровне аналитичности–холистичности обнаружено не было. По этим данным можно сказать, что испытуемые, матери которых не имеют высшего образования, имеют значимо более высокий балл по шкале «Противоречия», т. е. им свойственно принимать противоречивые суждения, они более толерантны к противоречиям. Для того чтобы оценить вклад уровня образования обоих родителей, сравнивались респонденты, у которых оба родителя имеют образование из одной категории (либо у обоих есть высшее образование, либо оба родителя не получили высшего образования). Таким образом, можно сделать вывод о том, что принадлежность к сравниваемым социальным группам связана с показателями только одной из субшкал аналитичности–холистичности, а именно с тенденцией испытуемых принимать два противоречивых суждения как потенциально истинные и непротиворечащие друг другу. Это характерно для испытуемых, принадлежащих к социальной группе, члены которой имеют родителей более низкого уровня образования.
Было выдвинуто предположение, что аналитичность–холистичность связана не только с уровнем, но и с типом образования. Проведена проверка по критерию Стьюдента между аналитичностью–холистичностью испытуемых, чьи родители получили гуманитарное образование, и испытуемых, чьи родители получили техническое образование. Различие считалось достоверным при уровне значимости p<0,05. Аналогично с изучением уровня образования также была проведена интегративная оценка взаимосвязи типа образования обоих родителей. Было проведено сравнение аналитичности–холистичности испытуемых, чьи родители оба получили гуманитарное образование, с испытуемыми, оба родителя которых обладают техническим образованием. Различия были найдены только по шкале «Противоречия»: значимо более высокий балл присущ испытуемым, отцы которых получили техническое образование, т. е. им свойственно синтезировать противоречивые суждения в непротиворечивое целое. Надо заметить, что, в случае с типом образования, отсутствие различий может также объясняться малым количеством выборки испытуемых, отцы которых получили гуманитарное образование. В целом же было показано, что, хотя обнаруживаются различия по шкале Противоречия, аналитичность–холистичность не зависит от уровня или типа образования родителей, т. е. аналитичность–холистичность не имеет очевидной связи с социальными показателями испытуемых.
Таким образом, можно говорить о том, что на российской выборке принадлежность к социальной группе средний класс/рабочий класс, определенная по использованным нами и другими авторами критериям, не связана с аналитичностью–холистичностью мышления, что не соответствует данным, полученным в США. На американской выборке авторами было показано, что представители среднего класса достоверно более аналитичны, а представители рабочего класса более холистичны. Так как в нашем исследовании этот вывод не подтвердился, можно говорить о кросскультурном различии. По-видимому, указанное различие может объясняться особенностями среднего класса в России. Как показано в работе «Средний класс в современной России: десять лет спустя» (Горшков и др., 2014), средний класс в России сильно отличается по своим характеристикам от среднего класса в западных странах и по своим характеристикам ближе к определению рабочего класса, в понимании западного мира. Также нельзя не учитывать небольшой объем выборки.