Аннотация:Актуальность исследования обусловлена необходимостью более
детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных
студентов с целью оказания им психологической помощи по его
оптимизации.
Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного
благополучия студентов.
Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия
(СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая
адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного
стиля (ОАС)» М. Селигмана.
Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических
и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения
— нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).
Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности
параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия
занимают промежуточное положение между группой нестуденческой
молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые
низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими
подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской
и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении
без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы
(17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд
корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями
методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся
разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным,
сниженным и низким.
Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования
методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий
между студентами, а также характерных для них типов переживания
и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.
Ключевые слова: эмоционально-личностное благополучие, самооценка,
психологические корреляты, возрастные и половые различия.