Аннотация:Б.А. Ерзнкян, К.А. Фонтана
Стратегические наработки в инновационном управлении использованием очищенных городских сточных вод: зарубежный опыт
Ключевые слова: стратегические наработки, инновационное управление городским хозяйством, устойчивое развитие, повторное использование, очищенные городские сточные воды, водные ресурсы.
Стратегические наработки предприятий и организаций, вовлеченных в повторное использование городских сточных вод, являя пример реализации инновационной политики управления городским хозяйством (ГХ), представляют несомненный интерес для нашей страны, учитывая серьезные экологические проблемы, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления в российских городах. В их числе: снижение внимания органов местной власти к экологическим проблемам подведомственных территорий; сокращение площадей озеленённых территорий; снижение требований к соблюдению норм экологического законодательства; неудовлетворительная ситуация в сфере уборки и утилизации твёрдых бытовых отходов и пр. (Ерзнкян, Фонтана, Фонтана, 2018, с. 9). Будучи одним из инструментов стратегически ориентированной инновационной политики, повторное использование (ПИ) очищенных городских сточных вод (ОГСВ) выступает ступенью на пути к появлению Water-Wise City – «городов с водой». Их особенностью является полное восстановление ресурсов в своих системах очистки сточных вод и вовлечение воды в городское планирование, благодаря наличию многофункциональной и адаптивной инфраструктуры и активному участию в этом процессе местных сообществ, способствующих комплексному принятию решений (Halet, 2017). Такие города являются самодостаточными, привлекательными, инновационными, что является неотъемлемой частью устойчивого развития.
Проекты ПИ ОГСВ, как инструмент инновационной политики управления ГХ предусматривают (Фонтана, 2016):
- выработку стандартов и требований к качеству ОГСВ;
- определение сфер использования;
- оценку потребностей и возможностей;
- совместную работу учреждений и организаций;
- осуществление строгого контроля;
- экономический и финансовый анализ;
- наращивание потенциала;
- проведение исследований;
- международное сотрудничество.
Но главным остается: защита общественного здоровья; обеспечение строгих стандартов качества и использование соответствующих технологий для очистки городских сточных вод; общественное признание (Asano, Bahri, 2010).
Зарубежный опыт инновационного управления ГХ, нацеленный на устойчивое развитие городов с особым акцентом на использовании стоков, многообразен. Ниже приведем некоторые примеры.
А. Информационная система SANePLAN. В ней учитываются такие факторы, как текущая потребность в воде и в перспективе, рост населения, изменение климата, требования к качеству воды и стокам; предоставляет информацию о городской инфраструктуре, тарифах, воздействии на окружающую среду; позволяет оценивать возможное влияние новых городских проектов на существующую инфраструктуру, состояние водных ресурсов, эффективность использования питьевой и сточной воды; осуществляет координацию и обмен информацией между органами власти и учреждениями, участвующими в процессе управления городским хозяйством. SANePLAN реализован в 5 проектах в регионах Понтеведра (Испания) и Тоскана (Италия).
Б. Научно-исследовательский проект «Синие города» («Атлас городских вод для Европы» (2017)). В нем представлены варианты инновационного управления городскими водными ресурсами и информация о лучших практиках, новейших разработках, в т.ч. в области очистки и использования стоков. Кроме того, дан анализ состояния управления водными ресурсами в более чем 40 европейских городах на основе «синего индекса города» (отображает 25 показателей, связанных с водой, стоками и пр.), а также дана оценка влияния различных факторов на долгосрочную устойчивость водопользования в городах.
В. «Стратегический план водоснабжения и санитарии сточных вод» (Португалия, 1993 – н.в.) предусматривает комплексное реформирование водохозяйственного комплекса, используя инновационные методы управления, с целью обеспечить непрерывный доступ населения к воде. Особое внимание уделяется регулированию качества воды и санитарии стоков. Для достижения поставленных целей, в частности, был создан независимый общественный регулирующий орган для осуществления мониторинга выполнения поставленных целей, анализа текущей ситуации, качества воды и стоков, обеспечения доступа общественности к информации.
Г. «Уникальная политика в отношении комплексного управления водными ресурсами» (Израиль, конец 90-х – н.в.) – политика устойчивого развития с активным применением практик ПИ сточных вод и инновационных методов управления с целью сокращения разрыва между спросом и предложением на воду; очистки практически 100% сточных вод для их неограниченного использования при поливе. Сегодня сточные воды в Израиле являются неотъемлемой частью управления водными ресурсами и считаются законными водными ресурсами.
Д. Программа «Нетрадиционных водных ресурсов» (Региональная Организация Глобального Водного Партнерства Средиземноморья) – подразумевает ПИ дождевой и сточной воды, внедрение инновационных практик управления нетрадиционными источниками воды с целью устойчивого обеспечения жителей островов водой. Авторы программы подчеркивают, что ее инновация заключается, в первую очередь, в целостном подходе.
Программа была запущена в Греции; затем на Мальте (2011), с большим упором на ПИ городских сточных вод; в 2013 г. – на Кипре; в 2016 г. – на островной части Италии и др. островах Греции. На сегодняшний день правительства Ливана и Туниса проявляют заинтересованность в реализации подобной программы у себя. Результаты ее внедрения показали, что она является экономически эффективным инструментом инновационной политики управления городским водным хозяйством. В частности, это касается решения вопроса дефицита воды, обеспечения устойчивости за счет соглашений с бенефициарами о поддержании систем ПИ воды, обучения местных специалистов установке современных технологий и продвижению подхода ПИ воды между ответственными органами и широкой общественностью.
Выводы. Стратегические наработки в сфере устойчивого развития городов должны основываться на реализации инновационной политики управления ГХ, одним из инструментов которой является внедрение ПИ ОГРС. В мировой практике сточные воды все в большей степени рассматриваются в качестве стратегического ресурса, их использование является одним из наиболее реальных способов сохранения природных водных ресурсов, удовлетворения спроса и предложения на водные ресурсы.
В основу государственной и городской политики в водном секторе должен быть заложен целостный подход, согласованность между заложенными целями и действиями органов исполнительной власти и всех заинтересованных структур; открытость и надежность информации, предоставляемой общественности.
Список использованных источников
1. Ерзнкян Б.А., Фонтана К.А., Фонтана К. Автоматические системы полива в экологически устойчивом развитии городского хозяйства // Montenegrin Journal of Ecology. 2018. Vol. 5. No. 1-2. – P. 5-12.
2. Фонтана К.А. Сокращение водных ресурсов: использование вторичных вод для орошения / Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 39-ой международной научной школы-семинара, г. Санкт Петербург, 30 сентября – 6 октября 2016 г. / под ред. д-ра экон. наук В.Г. Гребенникова, д-ра экон. наук И.Н. Щепиной. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – С.214-217
3. Asano A., Bahri A. Global challenges to wastewater reclamation and reuse. In Selections from the 2010 World Water Week in Stockholm. Lundqvist J. (ed.). РP.64–72. 2010. (www.worldwaterweek.org/onthewaterfront).
4. Halet D. Rational water use in buildings as stepping stone towards water-wise cities. 10th Meeting of the OECD Water Governance Initiative, Vienna, Austria, October 2017.