Аннотация:Моделирование пользователей — одна из множества исследовательских областей, которые интуитивно кажутся выигрышными предложениями и стоящими вложениями, основывающихся на их очевидной необходимости и потенциальной выгоде. Другими областями, сравнимыми с моделированием пользователя, являются: (1) повторное использование программного обеспечения (например, повторное использование может быть оправдано тем фактом, что сложные системы разрабатываются быстрее, если их можно создать на основе стабильных подсистем); (2) корпоративная память и организационное обучение (например, создание социо-технических окружений, которые помогают преодолеть ограниченность разума конкретного индивидуума). Эти подходы кажутся привлекательными, естественными, теоретически обосновываемыми, желанными и востребованными. Но в действительности, прогресс в этих областях идёт медленно и сложно и успешные истории являются редкими.Проблема информационно-насыщенного мира (в котором человеческое внимание является наиболее ценным и дефицитным товаром) не только в том, чтобы сделать информацию доступной для людей в любое время, из любого места и в любой форме, но и в том, чтобы уменьшить информационную перегрузку, делая информацию релевантной текущей задаче и предполагаемым накопленным знаниям пользователя. Методы, позволяющие сказать «нужные» слова, включают: (1) поддержку различающихся описаний, которые относят новую информацию к информации и концепциям, которые, как предполагается, должны быть известны конкретному пользователю, и (2) встроенные критикующие системы [Фишер и др. 1998], которые делают информацию более релевантной текущей задаче путём выработки взаимодействий в реальном времени, по требованию, и подходящей индивидуальным пользователям по мере необходимости. Они способны делать это, используя более богатый контекст, обеспечиваемый проблемной ориентацией окружения, путём анализа частично созданных артефактов и частично завершённых спецификаций. Чтобы сказать о чем-то в «нужное» время требуется уравновесить затраты на навязчивые прерывания и на потерю контекстной чувствительности отложенных предупреждений [Горвиц и др., 1999]. Говорить о чем-либо «нужным» способом (например, используя мультимедийный канал, чтобы использовать различные каналы восприятия) особенно критично для людей, которые могут страдать от ограниченной трудоспособности [Стефанидис, 2000].циальности в составе 4—5 человек будут формироваться в новом учебном году, через несколько лет обе кафедры надеются выйти на уровень ежегодного выпуска примерно десяти специалистов (по каждой научной степени).