Аннотация:Данная статья является своеобразной репликой на одну из публикаций, посвященных
значимости «внешних» благ в концепции счастья у Аристотеля. Речь, в частности, идет
об обоснованности так называемой инклюзивной доктрины относительно роли «вне
-
шних» благ в его моральной доктрине, согласно которой счастье у Аристотеля, будучи
высшим моральным благом, может складываться из неморальных по своей природе благ.
Автор рассматриваемой нами публикации утверждает, что предлагаемый им инструменталистский подход к перечисленным Аристотелем «внешним» благам позволяет придать
всем им моральный смысл и тем самым включить их в само определение счастья. Как он
полагает, последовательно инструменталистская интерпретация роли «внешних» благ у
Аристотеля позволит сблизить его моральное учение со стоической доктриной, увидев в
нем некую разновидность свойственного стоикам морального ригоризма. С
нашей точки
зрения, предлагаемая нашим оппонентом универсализация инструментального подхода
к «внешним» благам у Аристотеля не всегда допустима и нисколько не приближает позицию великого моралиста к стоической моральной доктрине. Кроме того, моральный
ригоризм стоиков относительно «внешних» благ должен быть соотнесен со стоической
идеей о морально «безразличных» вещах. В
этом случае обнаруживаются границы такого рода ригоризма