Аннотация:Представляются разработанные автором механические модели резино-кордных слоев с учетом больших деформаций, возникающих при сильном деформировании. Предложены модель резинокордных слоев в рамках физи-ческой линейной моментной теории упругости и анизотропные потенциалы для описания резинокорда в рамках физической нелинейности. Разработан-ные модели реализованы в собственной конечно-элементной программе.
Важным моментом построения механической модели для описания силь-ного деформирования резинокордного слоя является формулировка трехмерных осредненных определяющих соотношений. Математический метод осреднения приводит к двумерной модели, в которой продольные и моментные определяю-щие соотношения независимы. Эти соотношения определяют связь между уси-лиями и моментами с одной стороны и деформациями и кривизнами с другой. Это приводит к мысли, что для адекватного описания всех жесткостей резино-кордного слоя следует использовать трехмерную моментную ортотропную тео-рию упругости, в которой мембранные и изгибные жесткости задаются незави-симо друг от друга. Такая модель была построена и в соответствии с этой моде-лью разработан конечный элемент, как модификация элемента типа Brick.
Моментная модель упругости точнее описывает изгибные жесткости резинокордного слоя и обладает такими же мембранными и изгибными жест-костями, что и двумерная асимптотическая модель. Разработана методика определения жесткостей эффективного слоя, исходя из решения задач на ячейке периодичности. Часть модулей целесообразно определить экспери-ментально, другие проще вычислять. Важно отметить, что независимо от спо-соба определения мембранные, изгибные и поперечные жесткости задаются как независимые входные параметры. Несмотря на увеличение числа пара-метров, последнее обстоятельство является достоинством модели, так как позволяет более точно описывать деформирование шины. Этот факт косвенно подтвержден сравнением с экспериментом.
Также важна модель резинокордного слоя, учитывающая возможность возникновения умеренно больших (15 - 20%) деформаций. Поэтому построе-на модель упругого резинокорда в случае учета физической нелинейности при трехмерном напряженном состоянии. Разработана методика вычисления материальных параметров на основе решения локальных задач в соответ-ствии с методологией асимптотического метода осреднения.
Таким образом, для моделирования шины разработаны и реализованы в собственной конечно-элементной программе две модели резинокордных сло-ев, которые целесообразно использовать для описания сильного деформиро-вания.