Аннотация:Кампус - это архитектурно-градостроительный комплекс, объединенный общей глобальной функцией науки и образования. на основе анализа основных социально-экономических, градостроительных, функционально-планировочных и композиционных недостатков существующей российской типологии университетских кампусов автором предложена новая типология данных объектов - выделено два основных типа кампусов: интегрированный и автономный. интегрированный кампус - территория высшего учебного заведения, интегрированная в образовательный кластер. образовательный кластер - это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. автономный кампус представляет собой обособленную территорию с собственной инфраструктурой, принадлежащую определенному высшему учебному заведению. автономный кампус - это студенческий городок, отвечающий современным стандартам, включающий учебную, научно-практическую, жилую, спортивную, торгово-развлекательную, рекреационную, инженерно-техническую, хозяйственную и другие зоны. обозначены основные аспекты и современные концепции проектирования университетских кампусов: новая территория, обеспеченная ресурсами; единая концепция устойчивого развития; оптимальная функциональнопланировочная концепция; укрепление социальной общности с помощью создания коммуникативных зон; использование возобновляемых источников энергии и прочих ресурсосберегающих технологий; развитие по единой композиционной схеме; единый архитектурно-пространственый облик; технологическая, социальная безопасность и безбарьерная среда. Функциональнопланировочные составляющие, баланс зон и компоновочные схемы представлены в виде схем и таблиц. автором предложена теоретическая архитектурно-градостроительная модель университетского кампуса нового типа. предложенные типология и архитектурно-градостроительная модель могут быть использованы для проектирования и развития университетских кампусов в условиях нашей страны.
The article presents the main social and economic, urban planning, functional planning, and compositional shortcomings of the existing Russian typology of University campuses. The campus is an architectural and urban complex, united with a common global function of science and education. The author proposes a new typology of these objects. Two main types of campuses are allocated: an integrated type and an independent type. An integrated campus is an area of a higher education institution which is integrated in an educational cluster (research and education, innovation and education, etc.). An educational cluster is a system of learning, peer learning and tools for self- learning in the innovative chain: science-technology-business, based primarily on horizontal relationships within this chain. An autonomous campus is a separate territory with its own infrastructure belonging to a particular higher educational institution. An autonomous campus is a campus that meets modern standards, including training, research and practice, residential, sports, shopping, recreation, engineering, economic and other areas. The key aspects and actual concepts of University campus design are outlined: a new territory which is supplied with resources; a unified concept of sustainable development; optimal functional planning concept; strengthening of social community by creating communicative areas; the use of renewable energy and other resource-saving technologies; development of a unified compositional scheme; a single architectural and spatial appearance; technological, social security and barrier-free environment. Functional planning components, balanced zones, layout and spatial framework are presented in the form of charts and tables. The author proposes a theoretical architectural model of a University campus of a new type. The proposed typology and architectural and town-planning model can be used for the design and development of University campuses in our country.