Аннотация:В центре внимания – институциональные особенности академических систем, обусловливающие карьерное продвижение молодых ученых. Автор исходит из традиционного понимания карьеры как комбинации формальных и неформальных правил, предполагающей определенное прохождение должностных позиций. При существующих особенностях организации науки в европейских странах обозначены некоторые общие тренды профессионального продвижения молодых исследователей, среди которых – сокращение постоянных позиций и плотное конкурентное поле в начальной фазе академического пути. Анализируются инструменты научной политики, направленные на создание «protected space», исследовательской независимости, особенное внимание при этом уделяется политике научных фондов, которые катализируют коллаборативную деятельность вне организации. Институциональные изменения в современной организации исследований приводят к переосмыслению традиционного понятия карьеры. Вводится концепт «трех карьер» Глэзера и Лаудель. Показывается, что, несмотря на значимую роль фондов, они не могут решить карьерных проблем молодых исследователей; фиксируется необходимость системных изменений.