Аннотация:В статье обсуждаются вопросы, связанные с архитектурой программного обеспечения автономных (беспилотных) автомобилей. В работе используется англоязычная аббревиатура CAV (Connected Autonomous Vehicle). Автомобильные транспортные средства имеют сегодня гораздо более сложные компьютерные системы, чем самолеты, из-за сложных взаимодействий автономных автомобилей на дорогах. Объемы кодов программного обеспечения для систем управления самолетами и CAV разняться в десятки раз. Производить такой большой код с требуемыми как функциональными, так и временными характеристиками, а также обеспечивать его безопасность старыми методами просто невозможно. В работе рассмотрены сервисы CAV и устройства, через которые они реализуются. В работе описывается процесс построения программного кода для CAV. Рассмотрение этих процессов с точки зрения мировых стандартов приводит нас к кибер-физическим системам и онтологиям. В работе описываются онтологические домены кибер-физических систем, затрагивающие CAV. Рассматриваются международные стандарты, связанные с онтологическим проектированием CAV и обеспечением безопасности. Подробно анализируются вопросы безопасности CAV, потенциальные уязвимости и возможные атаки. Также рассмотрены основные области для улучшения проектирования CAV. К ним отнесены безопасность по дизайну, предоставление обновлений программного обеспечения CAV на весь срок жизни, избежание неограниченных окон уязвимостей, а также повышение прозрачности цепочки поставок с помощью онтологических отраслевых решений и системы оценки кибербезопасности.