Формирование и трансформация идейно-методологических концепций в советской историографии дореволюционной истории казахов (1920-е – 1940-е годы)статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:В статье рассматриваются проблемы формирования и трансформации теоретико-идейных подходов в советской историографии в отношении дореволюционной истории традиционного общества казахов. Уделяется внимание на то, что в 1920-е годы в исторической науке еще можно было наблюдать некоторый плюрализм научных мнений. Связано это с тем, что советская власть, не имея реальных сил, ни квалифицированных кадров для борьбы с дореволюционными историческими концепциями, была вынуждена принимать положение в науке, когда методология «старой научной школы» применялась одновременно с теоретическими выкладками и концептуальными положениями большевиков. Автор поднимает вопрос о том, что в историографии этого периода поднимались острые и животрепещущие вопросы и делались довольно часто далеко не марксистские выводы. При изучении социальной истории казахов представители «старой школы» исходили из положения, что общество кочевников было гомогенным, без классовых различий. Особое внимание уделяется тому, что по мере строительства советского государства большевики стремятся изменить «облик» исторической науки. В 1930-е – 1940-е годы он становится все более политизированным, в науке начинает утверждаться в качестве теоретико-методологической установки концепция классового подхода при изучении социальной истории казахского общества. В соответствии с ним традиционное казахское общество начинает рассматриваться через призму борьбы антагонистических сил – эксплуататоров и эксплуатируемых. В статье делается вывод, что постепенно проблемы социальной истории казахов становятся неактуальными, так как в исторической науке начинает наблюдаться всеобщее увлечение учеными изучением истории строительства советского общества.