Аннотация:Официальная исламская религия не имела в массе казахского населения достаточно долгое время глубоких корней, поскольку кочевники верили в Небо – Тэнгри, а отношения между ними регулировались нормами обычного права. Позднее, Екатерина II в XVIII веке предприняла попытку «окультуривания» казахов в соответствии с европейскими стандартами путем открытия в 1778 году Духовного управления мусульман России, одной из функций которого стало распространение ислама среди казахов. К тому же строительство мечетей, появление мулл должно было по замыслу российской администрации способствовать усилению позиций ислама среди кочевников. Мероприятия имперской власти привели к тому, что на территории Казахской степи к началу XIX века возникает правовой плюрализм, включавший нормы адатного права, шариата и некоторые положения российского законодательства. Судя по материалам чиновников Оренбургской Пограничной комиссии, обычное право и шариат в процессе параллельного развития смешивались, дополняли друг друга, в итоге нашли наиболее приемлемый вариант сосуществования. Имперское законодательство оставило местным судам элементы адатного права и шариата, однако принцип правового плюрализма исходил из потребности кодифицировать только те судебные практики, которые позволяли впоследствии безболезненно кодифицировать местное право в имперское правовое поле. Выбор между разными судебными практиками – шариат или адат, на территории Казахской степи привел к тому, что российское правительство со временем поддержало адат с целью уменьшения влияния ислама на местное население. Адатное право степи со временем должно было инкорпорироваться в общее российское законодательство, поэтому нормы шариата, начинают властями постепенно вытесняться из правовой практики казахов.