Аннотация:В статье ставится вопрос о концептуализации феномена франкофонии на примере работ представителей африканских элит середины XX в. (Л.-С. Сенгора, Х. Бургибы, Х. Диори), части политического истеблишмента и культурных деятелей Франции (Ш. де Голля, Ж.-П. Сартра). Анализируется концепция «цивилизации универсального», выдвинутая Сенгором: негритюд – французскость - франкофония – цивилизация универсального. Устанавливается эстетическое ядро этой концепции, в рамках которой французский язык выступает как объединяющее начало благодаря своему экспрессивному потенциалу. Выявляется перекличка взглядов Сенгора с идеями Ривароля, дю Белле, К. Фосслера. Показывается новаторство и гуманизм концепции, направленной на сглаживание противопоставления культуры метрополии (Франции) и ее бывших колоний.