Аннотация:В статье анализируется современное кризисное состояние мир. системы, проявления которого хорошо заметны в различных областях социальной реальности: науке, политике, религиозной сфере. В связи с чем обосновывается позиция, согласно которой все эти трансформации связаны с изменением культурной парадигмы, описываемом в терминах кризиса универсального разума. Вера в универсальный разум, фундировавшая всю культуру эпохи Модерна, подвержена сегодня существенной эрозии, что меняет весь ландшафт социальной действительности и смысл принятых в ней практик. Это, в свою очередь, сказывается и на функционировании мир-системы как целого, меняя и сами культурные приоритеты. Если раньше теория модернизации предполагала глобализационный процесс с включением в него всех субъектов на принципах западной модели, то сегодня, в свете отсутствия единой истины, мир сегментируется на культурные субмиры, построенные вокруг партикулярных ценностей и традиций. Сегодня можно выделить несколько таких ценностно-смысловых универсумов, являющихся альтернативами классическому модерному проекту, фундированному просвещенческими ценностями: Американский проект, Русский мир, Исламский проект, Китайский проект сердцевинных ценностей. В связи с этим современный этап глобализации связан не с расширением Западного (модерного) проекта до масштабов ойкумены, а с конкурентной борьбой субмиров, альтернативных классическому Западному проекту. В связи с этим очевидно, что культурная близость в таких условиях становится фундаментальным ресурсом, позволяющим конкурентным проектам расширять свой ареал действия. Когда в прошлое уходит вера в универсальный разум, а соответственно, и в существование Абсолютной истины, становится невозможной апелляция к всеобщим нормам и принципам. В этом случае остается апеллировать к собственной культурной традиции, стараясь сделать ее максимально привлекательной как для внутреннего, так и для внешнего «потребителя». Таким образом, культурная близость, которая, в силу разрушения универсального разума, неожиданно стала геополитической ценностью, оказывается не только частью культурной идентичности индивида, но и инструментом продвижения глобалистских проектов.