Профессиональные знания и моральный долг ученого: возражая М. Веберустатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 20 декабря 2019 г.
Аннотация:Размышляя о науке как «призвании и профессии», М. Вебер самый
сильный акцент делает на проблемах этики ученого и задачах науки
прежде всего в плане ее «призвания» – т.е. «пользы» для общества.
В этом контексте получившие широкую известность положения о
природе научного знания, его особенностях и «границах» приобретают не только и не столько эпистемологическое, сколько этическое и
даже социально-философское звучание. Главный довод Вебера состоит в том, что наука принципиально неспособна ответить на вопросы
о «смысле» мира и человеческой жизни, а равно указать человеку
надежный «путь к счастью». Автор отмечает, что самый сильный акцент в докладе Вебер сделал на проблемах этики ученого и задачах
науки прежде всего в плане ее «призвания» – т.е. «пользы» для общества. Главная мысль Вебера состоит в том, что наука в принципе не
способна ответить на вопросы о «смысле» мира и человеческой жизни
и указать человеку надежный «путь к счастью». Отсюда объявляется
заведомо несостоятельной попытка с научных позиций доказать (или,
напротив, оспорить) правильность выбора «последних ценностей»,
которые обуславливают направленность всех человеческих устремлений. В статье показано, что задача научного сообщества – всемерно
способствовать утверждению в сознании людей, действующих в сфере
практической политики, принципов «этики ответственности», а не
«этики убеждений».