Аннотация:Социологическая теория религии Э. Дюркгейма, несмотря на прошедшее время, остается важным первоисточником для изучения. Понимание французского социолога религии как важнейшего социального института,обеспечивающего социальную интеграцию, обусловили его поиски социологического подхода к исследованию этого социального института.В работах Э. Дюркгейма воплотилось развитие идей о коллективном сознании, то есть коллективных убеждениях и связанных с ними нравственными отношениями, действующими в качестве объединяющей силы в обществе, как “высшей форме психической жизни”. Важным отличием работы “Элементарные формы религиозной жизни” Э. Дюркгейма от современной ему литературы по тотемизму и первобытной религии вообще стал ее методологический подход. Он последовательно рассматривает, критикует и отбрасывает конкурирующие теории происхождения тотемизма, анализирует развитие религиозного феномена в обществе, рассматривая именно его социальные аспекты, доступные для научного анализа. В религиозном обряде человек фиксирует свои “спутанные социальные чувства” на этих ясные, конкретные объекты, от которых выделяется физическая власть и моральные полномочия общества. Э.Дюркгейм видел исключительную социальность появления религиозных фактов. Так, последовательность коротких, но интенсивных периодов религиозного “коллективного возбуждения” чередуется с гораздо более длительными периодами рассеянной светской индивидуальной хозяйственной деятельности, и что именно это разделение породило верование в два особых мира — священный и светский — и в пределах человека и в пределах природы. Знаменитая гипотеза Э. Дюркгейма — что божество не является ничем иным как обожествляемым обществом — была подтверждена множеством аргументов его рассуждения, вместе с тем не имеет под собой никакой антиклерикальной или антирелигиозной идеологии, которые бы решительно противоречили пониманию Дюркгеймом принципа научной объективности.