Аннотация:Настоящий сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по материалам прошедшей 4-5 апреля 20189 года в МГУ конференции «Русское искусство. Неучтенные детали» и посвящен памяти М.М. Алленова.
Статья посвящена пока еще не исследованной теме, связанной с образом трамвая в русском искусстве. Интерес к «трамвайной теме» спровоцирован статьей Р. Д. Тименчика «К символике трамвая в русской поэзии» (Труды Тартуского университета, 1987), выявляющей семантику общекультурного «мифа о трамвае», что позволяет нам рассматривать текст Тименчика как своего рода методологический первоисточник изучения образа трамвая в поэзии, для нас – в культуре вообще. Задействовав обширный пласт изобразительного и литературного материала, мы проследили, как образ трамвая, наследуя образу поезда в искусстве XIX – начала XX веков, увлек авангардных художников 1910-х годов, а затем стал одним из ключевых символов новой эпохи в литературе и искусстве 1920-х годов. В статье рассмотрено многообразие ролей и функций, которыми современники наделяли образ трамвая, а также выявлена специфика этих ролей в зависимости от вида искусства – живописи, графики, литературы, документальной и художественной фотографии, кинематографа, – в котором этот образ находил воплощение.