Аннотация:isbn 978-5-88017-674-8В статье впервые построена последовательность календарных новолуний, согласованная с новоюлианским календарём (1923г.). Принято считать, что I Никейский Собор установил правила христианской пасхалии. Одно из них - "все христиане должны праздновать Пасху в один день", а ещё одно "Пасха должна праздноваться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего не ранее весеннего равноденствия". В результате правила вычисления Пасхи утратили всякую связь с астрономией и перешли в область вычислительной математики. Для юлианского календаря они остаются неизменными уже более 1400 лет, для григорианского - с момента их принятия в 1582 году. Различия в исходных данных и в алгоритмах привели к тому, что православная и католическая церкви по разному определяют календарные дни весеннего равноденствия и календарные полнолуния, а определённый в соответствии со вторым упомянутым решением день праздника приходится на разные даты. Используемые в настоящее время формулы вычисления Пасхи для юлианского и григорианского календарей были предложены К.Ф. Гауссом (в период с 1800г. по 1816г.). Первое доказательство формул Гаусса опубликовал в 1870г. Г. Кинкелин. Перевод этой статьи на русский язык и дополнение были опубликованы в Матем. сборнике, 1871, 5:2, стр. 73-92. акад. Н.Я. Сониным. Второе из указанных выше правил говорит о том, что в определении дня празднования Пасхи принимают участие последовательности длин годов, длин месяцев и последовательность дней недели. Эти последовательности должны состоять из целых чисел, должны быть периодическими, кроме того средние продолжительности календарных года и месяца должны быть достаточно близки к средним значениям астрономических года и месяца, что обеспечит малые отклонения календарного дня весеннего равноденствия и дней календарных полнолуний от их астрономических аналогов. Для достижения этого принимается соглашение, что календарные годы должны состоять лишь из 365 или 366 дней, а календарные лунные месяцы из 29 и 30 дней, расположенных в правильном порядке. Так возникают совместные диофантовы приближения к продолжительностям астрономических среднего тропического года и среднего синодического месяца. Эти величины для юлианского календаря принимаются равными 27759/76 =365 + 1/4 = 365,25 суток и 27759/940 = 29,5309 … суток (цикл Калиппа: 76 лунных и 76 календарных годов, равно как и 940 лунных месяцев, состоят из 27759 суток). Григорианская реформа была вызвана неточностью юлианского календаря. В 1923г. ряд православных церквей перешли на так называемый новоюлианский календарь, более точный, чем григорианский в его солнечной части. Солнечная часть новоюлианского календаря основана на приближении 328718/900 = 164359/450 = 365 + 1/4 - 1/100 + 1/450 = 365,2422 … .Лунная составляющая новоюлианского календаря не разработана до сих пор. Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, используют юлианскую пасхалию. Одновременное использование двух разных календарей приводит к некоторому рассогласованию системы церковных праздников, в дальнейшем оно будет только увеличиваться. Причина в том, что юлианский календарный день весеннего равноденствия (21 марта), а вместе с ним и юлианская Пасха, сдвигаются к астрономическому лету, а новоюлианский календарный день весеннего равноденствия (21 марта) практически не удаляется от астрономического весеннего равноденствия.В статье на основе совместных приближений 2301026/6300 = 164359/450 и 2301026/77920 = 29,53062 к длинам среднего тропического года и среднего синодического месяца строится необходимая последовательность лунных месяцев (лунное течение) для новоюлианского календаря, указываются простые табличные и формульные методы вычисления даты празднования Пасхи, согласованные с новоюлианским календарём.