Аннотация:В статье рассматривается роль образовательной системы русского Зарубежья как фактора сохранения национальной идентичности в ином этническом окружении. Многогранность исследуемого явления потребовала комплексного, системного, междисциплинарного подхода с применением общенаучных и специальных методов. Основываясь на обширном теоретическом и эмпирическом материале, авторы проанализировали потенциал, возможности и механизмы культивирования национального самосознания и формы идентификации в созданном в 1920-е – 1930-е годы русской эмиграцией образовательном пространстве. В этот период в русском Зарубежье сформировалась полноценная образовательная среда (эвакуированные учебные заведения, профессорско-преподавательский состав, значительное количество детей и молодежи), способствовавшая сохранению исторической памяти и поддержанию идентичности подрастающего поколения. Исследование выявило эффективность идентификационной стратегии национального образования в русском Зарубежье на первоначальном этапе. Благодаря деятельности инициативных общественно-политических кругов, оказавшихся в эмиграции, объединению академических и педагогических сил удалось не просто создать отдельные образовательные учреждения, но организовать их систему, функционирующую по общим программам, независимо от страны пребывания русских эмигрантов. Как следствие, рассеянные по 45-ти государствам в разных частях мира, бывшие подданные Российской империи и их дети продолжали ощущать себя русскими. Усвоение духовных основ, национальных ценностей прежней России придавало устойчивость эмиграции, способствовало приобщению эмигрантской молодёжи к национальным традициям и сохранению национальной самобытности в русском Зарубежье. Результаты исследования имеют практическую значимость для совершенствования политики Российской Федерации в области работы с соотечественниками и поддержки преподавания на русском языке за рубежом.