Об аристотелевских началах в философии Вл. Соловьевастатья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 августа 2020 г.
Аннотация:В центре внимания статьи - влияние, которое оказали идеи Аристотеля на философские взгляды Владимира Соловьева. Вопреки расхожему мнению о преимущественно платоновских корнях соловьевской метафизики всеединства автор показывает, как, начиная с самых ранних своих работ, Соловьев использует эвристический потенциал аристотелевской логики и метафизики. Так, создавая свое учение об Абсолютном, Соловьев обращается к аристотелевской концепции материи, к идее потенциальности, к теории четырех причин вещи. Осмысление Владимиром Соловьевым «пары» аристотелевских понятий «дюнамис» - «энергейа», становится для него исходным пунктом построения динамической концепции Абсолютного и его другого. При этом в статье используются не только те тексты Соловьева, к которым чаще всего обращаются исследователи его творчества (как преимущественно 1870-х гг., опубликованных им при жизни, так и посмертно опубликованных черновиков, материалов лекционных курсов, прочитанных на Бестужевских женских курсах в Санкт-Петербурге в 1881-1882 гг.), но также и «автоматические» записи философа. Автор обращает внимание на то, что ряд идей - о первой материи, о материи как подлежащем, об энергии как реализации возможности в действительном - задолго до того, как их воспринял Соловьев, прошли существенную модификацию в языке западного и восточного христианства.