Появление и институционализация мусульманских сообществ в российских арктических городах: адаптационные практики и становление северной исламской идентичностистатья
Место издания:Российский государственный гуманитарный университет Москва
Первая страница:9
Последняя страница:90
Аннотация:Экспертно-аналитический доклад посвящен анализу основных проблем появления и институционализации мусульманских сообществ в российских арктических городах в постсоветский период. На сегодняшний день это первое исследование данной темы в российских социальных науках. К сожалению, столь актуальная тема, отражающая процесс стремительно меняющейся Арктики, долгое время оставался вне поля зрения отечественных гуманитариев. Исследование вводит в научный и экспертный оборот понятие «полярный («арктический») ислам» для описания того, как происходило появление и развитие мусульманских сообществ в городах российской Арктики. Целью представленного доклада не является утверждение о том, что в условиях российской Арктики появился «особый ислам», совершенно отличный от других мусульманских регионов страны. Большинство характерных черт, присущих арктическому исламу, можно легко найти в других регионах России. Тем не менее, такие особые характеристики арктического Севера России, как тяжелые климатические условия, территориальная отдаленность и промышленный характер полярных городов подталкивает на то, чтобы акцентировать совершенно особые признаки, формирующие социальный ландшафт, в котором живут мусульмане региона. Эти особые характеристики позволяют о территориальном своеобразии арктического ислама и обусловливают увлекательный пример быстрого развития ислама. Целью данного исследования является анализ указанного феномена – процесса появления исламских сообществ и мусульманской инфраструктуры в арктических городах России. В центре исследования – политическая борьба за контроль над институтами и общинами полярного ислама. Еще одной целью данного доклада является исследование процесса культурной адаптации мусульманских общин к их новой арктической идентичности и формирование того, что можно назвать «северо-мусульманской» идентичностью.